Работа на дому

Использование рэс. О противодействии нелегальному использованию рэс физическими лицами

Регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения осуществляют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств»

Изменен: 02.10.2017
Специалистами Оренбургского филиала ФГУП «РЧЦ ПФО» выявлена незаконная работа базовых станций сотовой связи.

В апреле 2011 года на территории Красногвардейского района Оренбургской области специалистами Оренбургского филиала ФГУП «РЧЦ ПФО» выявлена незаконная работа 3-х базовых станций сотовой связи, принадлежащих ОАО «ВЫМПЕЛКОМ» и ОАО «МегаФон». Протокол выявления источников неразрешенных излучений направлен в Управление Роскомнадзора по Оренбургской области для принятия установленных законом мер к владельцам этих базовых станций.

Изменен: 04.12.2014
Часто задаваемые вопросы

С какой мощностью РЭС могут работать без регистрации ? 8. ... (ТУ) на серийное производство РЭС и ВЧУ? __________________________________________________________________ 1 ... или радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения осуществляется Роскомнадзором... какой мощностью РЭС могут работать без регистрации ? Порядок регистрации РЭС определен... № 539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств... рабочих дней с даты регистрации радиочастотной заявки ФГУП «ГРЧЦ...

Изменен: 10.04.2019
Опознавание РЭС сухопутной подвижной службы железнодорожного транспорта и метрополитена

Для радиоэлектронных средств (далее – РЭС ) сухопутной подвижной службы позывные сигналы... не образовываются: - для РЭС метрополитена, использующих радиочастоты 2444 кГц... промышленных предприятий. Опознавание таких РЭС осуществляется по правилам, указанным... службы, изъятых из перечня РЭС , подлежащих регистрации . В перечисленных случаях обращения... сигналов для опознавания абонентских РЭС возлагается на оператора сети... . Таблица № 1 Тип РЭС Место использования Структура позывного сигнала...

Изменен: 24.02.2016
Сведения о свидетельстве и позывном сигнале

Для применения радиоэлектронных средств (далее - РЭС ) любительской службы является наличие свидетельства... об образовании позывного сигнала опознавания РЭС любительской службы. Свидетельство об образовании... позывного сигнала опознавания РЭС любительской службы первой и второй... применения РЭС любительской службы и необходимым условием для получения свидетельства о регистрации РЭС .

Изменен: 19.09.2018
В Сочи в Центре оперативного управления (ЦОУ) ФСБ России прошло рабочее совещание по вопросам безопасности и обеспечения межведомственного взаимодействия во время проведения футбольных матчей на стадионе «Фишт»

8 июня 2017 года в рамках подготовки к проведению Кубка конфедераций FIFA 2017 под руководством заместителя руководителя ЦОУ ФСБ России в г. Сочи Олега Фатеева прошло рабочее совещание по вопросам безопасности и обеспечения межведомственного взаимодействия во время проведения футбольных матчей на стадионе «Фишт». 8 июня 2017 года в рамках подготовки к проведению Кубка конфедераций FIFA 2017 под руководством заместителя руководителя ЦОУ ФСБ России в г. Сочи Олега Фатеева прошло рабочее...

Изменен: 13.06.2017
Пензенским филиалом ФГУП «РЧЦ ПФО проведен радиоконтроль в Нижнеломовском районе Пензенской области

Пензенским филиалом ФГУП «РЧЦ ПФО» в результате проведения радиоконтроля в Нижнеломовском районе Пензенской области выявлена работа шести радиорелейных станций работающих с на¬рушением частотно-территориального плана, указанного в разрешениях на ис¬пользование радиочастот, три радиорелейных станции принадлежат ЗАО «Пенза-GSM», остальные ЗАО «Нижегородская сотовая связь». Материалы о нарушениях порядка использования радиочастот и РЭС направлены в...

Изменен: 04.12.2014
Услуги

... РЭС иных радиотехнологий. 5. Осуществление работ по заявлению, координации и регистрации ... в МСЭ частотных присвоений для РЭС различных радиослужб, ... заявления, координации и регистрации частотных присвоений для РЭС , используемых космическими системами Российской... заявления, координации и регистрации частотных присвоений для РЭС , используемых космическими системами... Услуги Удостоверяющего центра. 10.1. Регистрация пользователя и выпуск квалифицированного сертификата...

Изменен: 19.08.2019
Образование позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения

Для опознавания радиоэлектронных средств (далее – РЭС ) гражданского назначения выполняются в соответствии... № 4. Позывные сигналы образовываются для РЭС гражданского назначения: фиксированной службы, использующих... со стандартом для данного типа РЭС используются автоматически передаваемые опознавательные сигналы... заявления поступившие материалы не подлежат регистрации , о чем заявитель информируется через... МЕЖДУНАРОДНЫХ СЕРИЙ >> ОПОЗНАВАНИЕ РЭС СУХОПУТНОЙ ПОДВИЖНОЙ СЛУЖБЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА...

Изменен: 21.05.2019
Экспертиза электромагнитной совместимости

Заключения экспертизы электромагнитной совместимости для РЭС , единовременно используемых при проведении выставок... заключения экспертизы электромагнитной совместимости для РЭС технологических и выделенных сетей связи... 10 рабочих дней со дня регистрации радиочастотной заявки проводит ее анализ... также, если в отношении заявляемых РЭС имеются решения ГКРЧ о проведении... условий их использования с другими РЭС в заявляемой полосе радиочастот, либо... и/или согласованию мест размещения РЭС , перечислены в пункте 12 ...

Изменен: 04.05.2017
Специалистами Оренбургского филиала ФГУП "РЧЦ ПФО" установлен факт незаконного выхода в эфир

21 мая 2013 г. в ходе проведения внепланового мероприятия по радиоконтролю на территории г. Абдулино специалистами Оренбургского филиала установлен факт незаконного выхода в эфир и определено местонахождение передатчика, кустарно изготовленного физическим лицом. Акт мероприятия по радиоконтролю направлен в Управление Роскомнадзора по Оренбургской области для принятия мер.

Изменен: 04.12.2014
История

Использования радиочастот и радиоэлектронных средств (РЭС ). Основными задачами вновь созданной организации... ; проведение международной координации и регистрации частотных присвоений РЭС ; выдача разрешений на эксплуатацию... РЭС и ввоз их на территорию... на разработку и серийное производство РЭС . Таким образом, ГИЭ, как институт...

Изменен: 05.08.2019
Рабочее совещание по вопросам развертывания системы радиоконтроля

Предприятием 14 марта т.г. организовано и проведено рабочее совещание с руководством ООО "СТЦ" по вопросам поставки оборудования и дальнейшего развертывания системы радиоконтроля для обеспечения Олимпийских игр в г. Сочи. В ходе совещания согласован график поставки радиоконтрольного оборудования, обсуждены функциональные возможности специализированного программного обеспечения системы радиоконтроля, формируемой на территории проведения Олимпиады.

Изменен: 04.12.2014
Внимание!
Реквизиты на оплату за использование радиочастотного спектра в Приволжском федеральном округе

С 1 января 2012 года, в соответствии с пунктом 3 Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 № 171, и Методикой расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра, утвержденной приказом Минкомсвязи России от 30 июня 2011 года № 164, п 1. разовую плату и...

Изменен: 04.12.2014
Специалистами Саратовского филиала ФГУП «РЧЦ ПФО» выявлена работа РЭС с признаками нарушения

... » проведены плановые мероприятия по радиоконтролю РЭС в гг. Саратов, Ртищево Саратовской... МГц, не имеющего свидетельства о регистрации в ТУ Роскомнадзора, принадлежащего ООО... . Саратов выявлена работа незаконно действующего РЭС , работающего на частоте 10562,67 ... имеющих свидетельств о регистрации в ТУ Роскомнадзора. Выявленные РЭС принадлежат филиалу " ...

Изменен: 04.12.2014
Формы исходных данных

Формы ПР-9 для обязательной регистрации судовой радиостанции в Международном союзе... разрешений на судовые радиостанции, оснащённых РЭС использующих исключительно полосы частот 300 ...

Изменен: 10.04.2019
24-е cобрание Рабочей группы «Регуляторные вопросы» (WGRA) Комитета по электронным средствам связи (ЕСC) Европейской конференции администраций почт и электросвязи (СЕРТ)

24-е cобрание Рабочей группы «Регуляторные вопросы» (WGRA) Комитета по электронным средствам связи (ЕСC) Европейской конференции администраций почт и электросвязи (СЕРТ) (20 – 23 сентября 2011 г., г.Прага (Чешская республика)) Данное собрание являлось заключительным собранием Рабочей группы в связи с решением ЕСС о том, что в связи с реорганизацией структуры Комитета обязанности Рабочей группы RA будут распределены между другими Рабочими и проектными группами ЕСС. На своем последнем собрании...

Изменен: 29.12.2014
Образование позывных сигналов

Информация для образования позывного сигнала РЭС радиовещательной службы При подготовке обращения... сигнала; Копия (реквизиты) Свидетельства о регистрации средства массовой информации в случае...

Изменен: 24.02.2016
С 21 по 23 апреля 2017 года специалисты ПУРК Управления по Краснодарскому краю и Республике Адыгея филиала ФГУП «РЧЦ ЦФО» в ЮСКФО в Сочи приняли участие в подготовке и проведении тестового футбольного матча на стадионе «Фишт»

23 апреля 2017 года на Стадионе «Фишт» в Сочи состоялся второй обязательный тестовый матч по футболу перед проведением Кубка Конфедераций FIFA 2017. В матче 24-го тура зоны «Юг» первенства Профессиональной футбольной лиги встретились ФК «Сочи» (г. Сочи) и ФК «Ротор-Волгоград» (г. Волгоград). 23 апреля 2017 года на Стадионе «Фишт» в Сочи состоялся второй обязательный тестовый матч по футболу перед проведением Кубка Конфедераций FIFA 2017. В матче 24-го тура зоны «Юг» первенства...

Изменен: 27.04.2017
Результаты поиска 1 - 37 из 37
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец

Отсортировано по релевантности |

17 сентября 2013 года в Роскомнадзоре состоялось совещание по вопросам противодействия нелегальному использованию РЭС физическими лицами. Совещание проводил заместитель руководителя Роскомнадзора О.А. Иванов. В совещании принимали участие и.о. генерального директора ФГУП «ГРЧЦ» А.А. Звягинцева, Президент СРР Д.Ю. Воронин (RA5DU), представители ФГУП «РЧЦ ЦФО», а также другие официальные лица.

Участники совещания согласились с тем, что в настоящее время изменить ситуацию с незаконным использованием РЭС не удаётся, несмотря на возросшие технические возможности радиоконтроля.

Президент СРР Д.Ю. Воронин (RA5DU) отметил, что по сведениям, которыми располагает СРР, участились случаи получения разрешительных документов радиооператоров любительской службы лицами, заведомо не собирающимися использовать аппаратуру любительской радиостанции в целях любительской службы. Данные лица рассматривают владение Свидетельством о регистрации РЭС любительской службы и Свидетельством об образовании позывного сигнала для любительской радиостанции в качестве способа «легализации» своей противозаконной деятельности, заключающейся в ведении передач в полосе частот 2850-3155 кГц, а также других полосах частот, распределённых на первичной основе воздушной подвижной службе. Подобные передачи грубо нарушают Регламент радиосвязи МСЭ и создают вредные помехи радиостанциям воздушных судов в радиусе нескольких тысяч километров.

Президент СРР Д.Ю. Воронин (RA5DU) далее отметил, что при проверке квалификации радиооператоров любительской службы, обязательной при получении разрешительных документов, соискатели должны продемонстрировать знание документов, регулирующих использование полос радиочастот в Российской федерации, а также знание ст. 13.4 КоАП РФ.

Таким образом, ведение передач на частотах, не распределённых любительской службе, лицами, имеющими разрешительные документы радиооператоров любительской службы, является умышленным нарушением с их стороны законодательства РФ в сфере связи.

Представитель ФГУП «РЧЦ ЦФО» сделал презентацию возможностей радиочастотной службы при проведении мероприятий радиоконтроля, а также сообщил о правонарушении гражданина, получившего осенью 2012 года позывной сигнал для опознавания любительской радиостанции, но использовавшего любительскую радиостанцию для ведения передач на частотах 2850-3155 кГц. Правонарушение было зафиксировано в Тамбовской области при проведении плановых мероприятий по радиоконтролю.

Заместитель руководителя Роскомнадзора О. А. Иванов предложил выйти с инициативой о существенном увеличении максимального размера штрафа за нарушения правил использования радиочастотного спектра с обязательной конфискацией РЭС. Сейчас максимальный размер штрафа составляет 300 рублей, а конфискация РЭС обязательной не является.

Также было принято решение о направлении материалов о зафиксированных правонарушениях в области использования радиочастотного спектра во ФГУП «ГРЧЦ» для аннулирования позывных сигналов опознавания РЭС нарушителей во внесудебном порядке на основании п. 2.13 Порядка образования позывных сигналов для опознавания радиоэлектронных средств гражданского назначения, утвеждённого Приказом Минкомсвязи от 12.01.2012 г. № 4.

Было также решено поддержать ряд предложений Президента СРР Д.Ю. Воронина (RA5DU) по совершенствованию нормативной базы, регулирующей деятельность любительской службы.

Таким образом Президент СРР реализует постановление Съезда СРР об усилении во взаимодействии с Роскомнадзором контроля за соблюдением нормативных актов, регулирующих работу любительских радиостанций в Российской Федерации.

Источник информации: письмо члена Президиума СРР Игоря Григорьева RV3DA (mailto:[email protected])

http://r3r-srr.ru/?p=3639

Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА
ЗА СВЯЗЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении "Положения о порядке государственного
надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных
средств (РЭС) и высокочастотных устройств
(ВЧ устройств)"

В целях регулирования надзорной деятельности службы Госсвязьнадзора России и во исполнение "Плана мероприятий по устранению недостатков, изложенных в Отчете Главного контрольного управления Президента Российской Федерации о проверке выполнения Главгоссвязьнадзором России возложенных на него задач

приказываю:

1. Утвердить и ввести в действе с 01.08.98 Положение о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств).

2. Начальникам управлений, отделов Главгоссвязьнадзора России, начальникам региональных управлений Госсвязьнадзора России принять Положение к руководству и исполнению (прилагается).

3. Контроль за исполнением приказа возложить на УД (Коканова).

Начальник
Н.А.Логинов

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке государственного надзора за использованием радиочастот, радиоэлектронных средств (РЭС) и высокочастотных устройств (ВЧ устройств)

УТВЕРЖДЕНО
приказом Начальника
Главгоссвязьнадзора России
от 03.07.98 N 48

1. Общие положения

1.1. Государственный надзор за использованием радиочастот, РЭС и ВЧ устройств (далее - надзор за РЭС) осуществляется на основании и в соответствии с Федеральным законом "О связи" , "Положением о службе государственного надзора за связью в Российской Федерации" , утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 15.11.93 N 1156 , постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.93 N 30 "Об упорядочении использования радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) на территории Российской Федерации" , "Положением о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации РЭС (ВЧ устройств)" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 N 643, "Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств" , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.96 N 832, "Положением о защите радиоприема от индустриальных помех" , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.97 N 1142 и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (КоАП РСФСР).

1.2. Надзору органов Госсвязьнадзора России подлежит деятельность по связи юридических, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физических лиц - владельцев РЭС (ВЧ устройств) гражданского применения: радиостанций всех назначений, радиопередатчиков всех назначений (судовых, береговых, радиосвязных радиовещательных телевизионных), радиолокационных станций, радиорелейных станций, земных станций спутниковой связи, радиоудлинителей телефонных линий связи, радиомикрофонов, устройств охранной сигнализации, радиосистем персонального вызова и поиска, радиомодемов, высокочастотных устройств независимо от срока эксплуатации, характера радиоизлучения, диапазона радиочастот и назначения (в том числе РЭС, входящих в качестве комплектующих изделий в различное оборудование и транспортные средства) и других РЭС, которые подлежат обязательной регистрации в органах Госсвязьнадзора России, а также владельцев РЭС, в том числе иностранных, временно ввозящих РЭС из-за границы для использования на спортивных соревнованиях, выставках, ярмарках и других мероприятиях.

Надзор за РЭС гражданского применения, которые не подлежат регистрации в органах Госсвязьнадзора России (бесшнуровые телефонные аппараты (радиотелефоны) и радиомикрофоны с мощностью излучения менее 10 мВт, детские радиопереговорные устройства и радиоуправляемые игрушки, работающие в полосах радиочастот 26957-27283 кГц с мощностью излучения менее 10 мВт, высокочастотные устройства с мощностью в нагрузке менее 5 Вт), осуществляется в части соблюдения порядка и правил их ввоза и реализации (торгующими организациями), а на этапе эксплуатации - при жалобах на помехи со стороны этих РЭС.

1.3. Действие Положения не распространяется на организации министерств и ведомств, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России (в случае использования РЭС указанных министерств и ведомств в коммерческих целях на них распространяется действия настоящего Положения). Перечень министерств и ведомств, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России, а также текущие уточнения Перечня доводятся Главгоссвязьнадзором России до региональных управлений Госсвязьнадзора России установленным порядком по согласовании с Минобороны России.

1.4. Настоящее Положение определяет деятельность органов Госсвязьнадзора России по надзору за РЭС на этапах создания сетей (объектов) радиосвязи и в процессе их эксплуатации.

1.5. В настоящем Положении используются термины и определения, приведенные в Приложении.

1.6. Оператор (владелец РЭС, ВЧ устройства; далее - владелец РЭС) должен осуществлять эксплуатацию радиоэлектронного средства и высокочастотного устройства на основании выданных органами Госсвязьнадзора России разрешений на их эксплуатацию, а также в соответствии с технической и эксплуатационной документацией и несет полную ответственность за качество связи.

1.7. Основными задачами органов Госсвязьнадзора России при осуществлении надзора за РЭС являются:

1.7.1. Осуществление надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами:

Правил устройства сетей и сооружений радиосвязи, телевидения, радиовещания, систем радионавигации и радиоопределения (далее радиосвязи), требований нормативно-технической документации по организации их технической эксплуатации, соблюдению техники безопасности;

Порядка испытаний действующих сооружений радиосвязи на соответствие стандартам и утвержденной технической (проектной) документации;

Требований по использованию радиочастот и РЭС в условиях выданных лицензий;

Требований применения на сетях и сооружениях радиосвязи оборудования, сертифицированного установленным порядком;

Порядка использования РЭС и ВЧ устройств в соответствии с выданными разрешениями;

Уровня предельно допустимых помех теле- и радиоприему, создаваемых техническими средствами, в том числе ВЧ устройствами;

Требований использования только аттестованных и поверенных средств измерительной техники.

1.7.2. Осуществление контроля за соответствием параметров радиоизлучения и приема РЭС, уровней индустриальных помех и предоставляемых услуг связи установленным нормам.

1.7.3. Проведение работ по обеспечению электромагнитной совместимости РЭС, осуществление контроля за помехами теле- и радиоприему, выявлению юридических и физических лиц, использующих РЭС и ВЧ устройства без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, и пересечению их работы.

1.7.4. Проведение работ по контролю лицензиатов за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области радиосвязи, телевидения и радиовещания.

Примечание: Порядок контроля за выполнением условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС определяется действующими нормативными документами по контролю лицензируемой деятельности в области связи и в настоящем Положении не рассматривается.

1.8. В целях выполнения функций надзора государственные инспекторы органов Госсвязьнадзора России имеют право:

Беспрепятственно входить при предъявлении служебного удостоверения в эксплуатационно-технические помещения связи для выполнения возложенных на службу задач;

Проверить у юридических и физических лиц наличие разрешения органов Госсвязьнадзора России на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройства), если оформление такого разрешения на эксплуатируемую аппаратуру предусмотрено действующими нормативно-правовыми документами;

Затребовать у оператора (владельца РЭС) сведения, связанные с деятельностью по радиосвязи, а также осуществлять проверку деятельности, связанной с использованием радиочастот и РЭС;

Требовать от операторов (владельцев РЭС) соблюдения условий, предусмотренных разрешительными документами на осуществление деятельности по радиосвязи;

Проводить инспекцию на любом объекте радиосвязи в любое время, с целью проверки его технических характеристик условий эксплуатации, технического обслуживания, соблюдения техники безопасности и выполнения условий лицензии (в случае предоставления услуг связи);

Составлять акты (протоколы) о нарушениях порядка эксплуатации РЭС (ВЧ устройств);

Выдавать обязательные для выполнения организациями, юридическими и физическими лицами предписания об устранении нарушений правил устройства сетей и сооружений радиосвязи, технической эксплуатации средств радиосвязи и вспомогательного оборудования, техники безопасности при их эксплуатации и немедленного отключения излучающих РЭС, работающих без разрешения или с отклонениями от присвоенных значений рабочих частот, а также устранения в установленный срок нарушений требований к параметрам радиоизлучения и приема и/или помех теле- и радиоприему;

Вносить в установленном порядке предложения о приостановлении или прекращении деятельности по радиосвязи юридических и физических лиц, не имеющих лицензий на предоставление услуг связи или нарушающих условия выданных лицензий;

Применять в установленном порядке штрафные санкции и вносить предложения о привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством руководителей организаций, других юридических и физических лиц, виновных в нарушении требований при осуществлении деятельности по радиосвязи;

Лишать права на эксплуатацию РЭС (ВЧ устройства);

Принимать в установленном порядке меры по изъятию и конфискации РЭС (ВЧ устройства).

1.9. Оплата услуг (работ) по регистрации, контролю и инспектированию РЭС и ВЧ устройств, контролю использования частотных присвоений осуществляется по тарифам, утверждаемым Федеральной службой России по регулированию естественных монополий в области связи.

Другие виды услуг (работ), выполняемые управлениями Госсвязьнадзора России оплачиваются в соответствии с действующим законодательством.

1.10. При необходимости, на основе требований Положения могут быть разработаны соответствующие инструкции для проверки конкретных типов сетей (объектов) радиосвязи, в которых должны быть учтены их специфические особенности и конкретные условия использования.

2. Порядок надзора за использованием радиочастот, РЭС и ВЧ устройств

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно-технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно-технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно-измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радиои телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставленных услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно, проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г.Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР .

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

Органы Госсвязьнадзора России ведут учет количества выданных предписаний и осуществляют контроль за их выполнением.

2.12. Надзор за РЭС на этапе эксплуатации проводится региональными управлениями Госсвязьнадзора России и УНРС с момента выдачи оператору радиосвязи (владельцу РЭС) разрешения на эксплуатацию РЭС и осуществляется в соответствии с планами надзора за РЭС. При осуществлении инспекторского контроля проводятся плановые, повторные и внеплановые проверки.

Под плановыми проверками понимаются проверки, которые осуществляются в соответствии с заранее составленным графиком проверок.

Повторные проверки производятся в целях проверки выполнения оператором радиосвязи (владельцем РЭС) предписаний, выданных по результатам предыдущей проверки.

Под внеплановыми проверками понимаются проверки, производимые при:

При рассмотрении жалоб на радиопомехи и качество предоставляемых услуг радиосвязи;

По поручениям Главгоссвязьнадзора России, органов федеральной власти и органов власти субъектов федерации;

При обращениях операторов радиосвязи (владельцев РЭС), связанных с их потребностями (в продлении или переоформлении ранее выданных разрешений).

При плановых проверках региональные Управления Госсвязьнадзора России, УНРС заблаговременно извещает операторов (владельцев РЭС) о сроках и объемах проведения работ.

Внеплановые проверки могут проводиться без предварительного уведомления.

При этом основное внимание должно быть обращено на те пункты условий осуществления деятельности оператора, которые привели к необходимости ее проведения. Допускается также выборочная проверка выполнения условий осуществления оператором (владельцем РЭС) деятельности по радиосвязи.

2.13. Планирование контроля за РЭС (инспекторского и эфирного радиоконтроля) проводится региональным Управлением Госсвязьнадзора России и УНРС путем составления планов, утверждаемых руководством данного Управления.

Планы должны содержать перечень организаций, мероприятий и ориентировочные сроки с указанием исполнителей.

Планирование контроля за РЭС осуществляется с учетом важности сетей (объектов) радиосвязи и РЭС, а также с учетом обеспечения ежегодного охвата надзором не менее 30% сетей (объектов) радиосвязи.

Проведению инспекторского контроля за РЭС должен предшествовать предварительный анализ документов регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС и результатов эфирного радиоконтроля по проверяемому объекту радиосвязи с целью разработки плана проведения проверки. При необходимости также может быть проведен опрос или анкетирование пользователей радиосвязью.

3. Обеспечение ЭМС при появлении радиопомех РЭС

3.1. С целью исключения радиопомех другим РЭС региональные Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязаны контролировать соблюдение операторами радиосвязи (владельцами РЭС):

Частотных, территориальных, временных, энергетических и других ограничений на работу своих РЭС, установленные соответствующими разрешительными документами, выданными органами Госсвязьнадзора России;

Параметров радиоизлучения своих РЭС (с записью в журнале технического обслуживания РЭС) и обеспечивать их соответствие требованиям ГОСТов и других нормативно-технических документов;

Принимать меры по приведению параметров радиоизлучения и условий использования РЭС, в случае получения обоснованных претензий на радиопомехи от владельцев других РЭС, в соответствие с установленными требованиями.

В случае неправомерного использования оператором (владельцем РЭС) радиочастот и РЭС, нарушения условий их использования, определенных выданным разрешением, его деятельность должна быть приостановлена или прекращена, а к нарушителю применены меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3.2. При возникновении радиопомех действующим РЭС владельцы последних принимают меры по выяснению причин их возникновения. В случае невозможности выявления и устранения радиопомех своими силами владельцы этих РЭС обращаются в соответствующее региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС, которое принимает меры по исключению указанных радиопомех самостоятельно или во взаимодействии с региональными или центральными (через Главгоссвязьнадзор России) радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ.

Данные о воздействии на РЭС радиопомех представляются на унифицированных машиноориентированных бланках в соответствии с "Положением о Единой системе сбора и использования информации, необходимой для решения задач ЭМС РЭС всех назначений" (форма 2П).

3.3. Для устранения помех РЭС региональными управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС проводятся следующие работы:

Проверка условий использования радиочастот и РЭС операторами (владельцами РЭС);

Измерение радиопомехи на объекте радиосвязи (определение значений номиналов радиочастот, уровня и азимутального пеленга мешающих сигналов на входе радиоприемного устройства РЭС в некоторой полосе частот ниже и выше рабочей частоты РЭС, а также влияния помехи на параметры выходного сигнала оконечного устройства РЭС);

Анализ сведений о помехе на основе информации о РЭС, расположенных в районе действия помехи, с целью определения перечня и принадлежности РЭС - возможного источника помехи;

Экспериментальное определение источника помех среди РЭС, проводимое путем их выключения;

Определение возможности создания помехи от РЭС военного применения (если это необходимо);

Определение причины возникновения недопустимой помехи и разработка организационно-технических мероприятий по ее устранению;

Контроль за реализацией мероприятий по устранению непреднамеренной помехи.

3.4. При поступлении претензий от иностранных государств на помехи, создаваемые радиоэлектронными средствами гражданского применения, Главгоссвязьнадзор России определяет правовую основу этих претензий, устанавливает принадлежность РЭС, создающих радиопомехи, принимает меры по их устранению и информирует о принятых мерах соответствующие администрации связи.

3.5. С целью предотвращения возможных помех РЭС при выполнении особо важных работ и мероприятий, Главгоссвязьнадзор России по заявке Минобороны России вводит временные запреты (ограничения) на работу РЭС - потенциальных источников радиопомех.

Порядок введения временных запретов (ограничений) определяется специальным Положением.

3.6. В целях предотвращения работы неразрешенных к эксплуатации РЭС региональные управления Госсвязьнадзора России, УНРС проводят совместные с органами МВД России рейды по обнаружению неразрешенных к эксплуатации РЭС и их изъятию, осуществляют надзор за порядком реализации РЭС торгующими организациями.

4. Продление срока, приостановление или прекращение действия разрешения на эксплуатацию РЭС

4.1. Продление срока действия разрешения на эксплуатацию РЭС осуществляется на основании обращения оператора в соответствующее региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС.

В противном случае, по истечении срока действия выданное оператору разрешение на эксплуатацию РЭС аннулируется автоматически и дальнейшая эксплуатация РЭС не допускается.

Прекращение или приостановление действия разрешения на эксплуатацию РЭС осуществляется на основе оценки состояния объекта радиосвязи и деятельности оператора (владельца РЭС) в процессе его работы по обеспечению радиосвязи.

4.2. По представленным материалам на продление срока действия разрешения на эксплуатацию РЭС региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС проводит оценку деятельности оператора (владельца РЭС) за период эксплуатации РЭС и оформляет соответствующее заключение.

В заключении должны содержаться сведения:

О существующем техническом состоянии объекта радиосвязи;

О выполнении оператором (владельцем РЭС) условий использования радиочастот и РЭС в период действия разрешения;

Об имевших место со стороны оператора (владельца РЭС) правонарушениях в вопросах использования радиочастот и РЭС и результатах их устранения;

Выводы и предложения о дальнейшей деятельности оператора (владельца РЭС).

На основании этого заключения для РЭС с децентрализованным присвоением радиочастот региональное управление Госсвязьнадзора России, УНРС принимает решение о продлении разрешения на эксплуатацию РЭС на новый срок или о прекращении его действия.

По РЭС с централизованным присвоением радиочастот оформленное заключение направляется региональным Управлением Госсвязьнадзора России, УНРС в Главгоссвязьнадзор России для продления или аннулирования разрешения на использование радиочастот.

Главгоссвязьнадзор России рассматривает представленное заключение и в случае принятия решения о продлении деятельности оператора (владельца РЭС) в установленный срок переоформляет разрешение на использование радиочастот, на основании которого региональным управлением Госсвязьнадзора России, УНРС переоформлялся разрешение на эксплуатацию РЭС.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств от имени органов государственного надзора за связью в Российской Федерации вправе: Главный государственный инспектор по надзору за связью в Российской Федерации, старшие государственные инспектора по надзору за связью в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

5. Отчетность по надзору за использованием радиочастот и РЭС

Региональные управления Госсвязьнадзора России и УНРС ведут отчетность по надзору за использованием радиочастот и РЭС, результаты представляют в Главгоссвязьнадзор России установленным порядком.

Приложение. Термины и определения, применяемые в Положении

Приложение
к п.1.5

Высокочастотные устройства (ВЧ устройства) - технические средства (оборудование, аппараты, приборы и т.п.), предназначенные для генерирования и местного использования радиочастотной энергии для промышленных, научных, медицинских, бытовых или подобных целей, за исключением применения в области электросвязи.

Лицензия - документ, устанавливающий полномочия физических и юридических лиц в соответствии с Федеральным законом "О связи" и иными правовыми актами для осуществления деятельности в области связи.

Лицензиат - физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию Госкомсвязи России на право предоставления услуг связи в Российской Федерации.

Объект радиосвязи - совокупность РЭС, технических средств и сооружений, предназначенных для осуществления радиосвязи и находящихся в ведении юридического или физического лица.

Оператор радиосвязи (владелец РЭС) - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и обеспечению радиосвязи, в том числе предоставление услуг радиосвязи.

Радиосвязь - всякая передача, излучение или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода, осуществляемая посредством радиоволн.

Радиоэлектронная обстановка - совокупность радиоэлектронных средств в заданном районе пространства.

Радиоэлектронное средство (РЭС) - техническое средство, состоящее из одного или нескольких радиопередающих или радиоприемных устройств или их комбинации и вспомогательного оборудования, предназначенных для передачи и приема радиоволн.

Пользователи связи - физические и юридические лица, являющиеся потребителями услуг связи.

Техническое средство - изделие, оборудование, аппаратура или их составные части, функционирование которых основано на законах электротехники, радиотехники и(или) электроники, содержащие электронные компоненты и(или) схемы, которые выполняют одну или несколько следующих функций: усиление, генерирование, преобразование, переключение и запоминание. Оно может быть радиоэлектронным средством, средством вычислительной техники, средством электронной автоматики, электротехническим средством, а также изделием промышленного, научного и медицинского назначения.

Услуга радиосвязи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке сообщений с помощью радиосвязи.

Эксплуатация - целевое использование РЭС (ВЧ устройств) в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.

Электромагнитная обстановка - совокупность радиочастотных сигналов в заданном районе (точке) пространства.

Электромагнитная совместимость - способность РЭС одновременно функционировать в реальных условиях эксплуатации с требуемым качеством при воздействии на них радиопомех и не создавать недопустимых радиопомех другим РЭС.

Текст документа сверен по:
Сборник нормативных документов по вопросам
использования радиочастот в радиоэлектронных
системах и высокочастотных устройствах
гражданского применения,
1999 год

2.1. При надзоре за РЭС органы Главсвязьнадзора России осуществляют проверку соответствия условий использования радиочастот и РЭС положениям и требованиям действующих в Российской Федерации законодательных и нормативно - технических документов в области связи и использования радиочастотного спектра разрешительных документов органов Госсвязьнадзора России, а также выданных оператору (владельцу РЭС) лицензий федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации (в случае предоставления услуг связи).

2.2. Значения параметров радиоизлучения и приема РЭС должны соответствовать действующим в Российской Федерации ГОСТам, Нормам ГКРЧ России, требованиям эксплуатационно - технической документации на РЭС и условиям разрешительных документов, выданных органами Госсвязьнадзора России на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС.

2.3. Контроль за параметрами радиоизлучения и приема РЭС и уровней индустриальных радиопомех, состоянием электромагнитной обстановки и эффективностью использования (загрузкой) присвоенных радиочастот осуществляется органами Госсвязьнадзора России в соответствии с действующими ГОСТами, Нормами ГКРЧ России, инструкциями при плановых проверках (инспекторский контроль), а также методом эфирного радиоконтроля.

При плановых проверках необходимые измерения проводятся совместно с обслуживающим персоналом объекта радиосвязи с использованием контрольно - измерительной аппаратуры, поверенной органами метрологической службы Российской Федерации установленным порядком.

2.4. При надзоре за РЭС органы Госсвязьнадзора России:

На основании экспертизы ЭМС РЭС и согласования, установленным порядком, оформляют и выдают разрешения на использование радиочастот для установки и эксплуатации РЭС;

Рассматривают и согласовывают технические задания на разработку и технические условия на изготовление (производство) РЭС;

Выдают разрешения на приобретение РЭС;

Осуществляют надзор за порядком ввоза из-за границы и продажи РЭС;

Проводят регистрацию начала строительства объектов радиосвязи (за исключением РЭС, для которых не требуется регистрация начала строительства);

Производят экспертизы вновь вводимых или реконструируемых сетей (объектов) радиосвязи;

Участвуют в приемочных комиссиях по вводу сетей (объектов) радиосвязи в эксплуатацию;

Выдают разрешения на эксплуатацию РЭС;

Осуществляют эфирный радиоконтроль за использованием частотных присвоений и параметрами радиоизлучения, за соблюдением Правил ведения радиообмена, а также в целях выявления незаконно действующих передатчиков (НДП);

Выполняют работы по осуществлению контроля за обеспечением электромагнитной совместимости РЭС;

Выполняют работы по отысканию и устранению радиопомех радио- и телевизионному приему, а также действующим РЭС;

Проводят работы по обнаружению и определению местонахождения НДП;

Осуществляют проверки использования выделенных радиочастот и эксплуатации РЭС операторами (владельцами РЭС);

Осуществляют контроль лицензиатов - операторов радиосвязи (владельцев РЭС) за выполнением ими условий выданных лицензий на осуществление деятельности в области связи с использованием РЭС;

Продлевают срок, приостанавливают или прекращают действие разрешения на эксплуатацию РЭС на основании актов или заключений по их проверке.

2.5. Надзор за РЭС проводится органами Госсвязьнадзора России путем:

Проверки регистрационных и разрешительных документов у оператора (владельца РЭС), определяющих его деятельность, и сверки указанных в них условий использования с их практической реализацией;

Проведения внешнего осмотра и необходимых измерений характеристик РЭС;

Эфирного радиоконтроля характеристик излучения РЭС;

Контроля выполнения обслуживающим персоналом требований по технической эксплуатации РЭС;

Получения сведений о качестве и объемах предоставляемых услуг радиосвязи от операторов (получение трафиков) и от их пользователей (путем опроса, анкетирования и т.п.);

Анализа результатов предыдущих проверок и хода устранения выявленных ранее недостатков.

2.6. При контроле параметров радиоизлучения РЭС измеряются характеристики радиопередающего устройства в соответствии с техническими требованиями на данный вид устройств, в том числе:

Мощность основного излучения;

Уровень побочных излучений;

Соответствие класса излучения указанному в разрешении на эксплуатацию РЭС;

Ширина полосы частот;

Отклонение частоты передатчика от присвоенного значения.

Для ВЧ устройства - рабочая частота и ее отклонение, а также уровень индустриальных радиопомех по ГОСТ 23450 (Нормы 5-89).

2.7. Состояние электромагнитной обстановки контролируется путем измерения в заданных точках пространства и полосах радиочастот значений напряженности (плотности потока мощности) электромагнитного поля.

Измеренные значения параметров электромагнитной обстановки используются при определении причин возникновения помех РЭС, находящихся в эксплуатации, а также при проведении анализа загрузки радиочастотного спектра для оценки возможности дополнительного выделения радиочастот.

2.8. Анализ эффективности использования радиочастотного спектра проводится на основе результатов проведенных работ по измерению параметров излучения и приема РЭС, контролю электромагнитной обстановки и загрузки используемых радиоэлектронными средствами радиочастот.

2.9. Органы Госсвязьнадзора России должны осуществлять контроль за своевременной проверкой знания персоналом, обслуживающим РЭС, правил технической эксплуатации и техники безопасности при их обслуживании, давать обязательные для руководителей организаций, юридических и физических лиц указания (предписания) о принятии мер к лицам, не прошедшим проверки знания техники безопасности и правил технической эксплуатации или нарушающих эти правила.

Своевременность и качество проводимого технического обслуживания оценивается на основании соответствия и сроков работ, проведенных обслуживающим персоналом и отображенных в журналах технического обслуживания, требованиям и положениям, указанным в эксплуатационной документации. Одновременно проверяется укомплектованность и правильность ведения эксплуатационной и учетной документации.

2.10. Органы Госсвязьнадзора России должны проводить работу по выявлению лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений органов Госсвязьнадзора России, а в случае предоставления услуг связи - также лицензий Госкомсвязи (Минсвязи) России и ФСТР России (при необходимости).

При выявлении юридических (физических) лиц, использующих излучающие РЭС без соответствующих разрешений, нарушающих правила ввоза в Российскую Федерацию, приобретения, продажи, проектирования, строительства, установки и использования РЭС и ВЧ устройств региональные Управления Госсвязьнадзора России и Управление надзора за радиоэлектронными средствами по г. Москве и Московской области (УНРС) применяют к нарушителям административные меры в соответствии с КоАП РСФСР и информируют, при необходимости, о выявленном правонарушении в деятельности по связи и принятых мерах Главгоссвязьнадзор России.

КонсультантПлюс: примечание.

закона

2.11. Результаты надзора за РЭС, осуществляемого региональными Управлениями Госсвязьнадзора России, УНРС, оформляются актами, протоколами измерений, которые подписываются представителем (государственным инспектором) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС.

В случае выявления в ходе проведения надзора недостатков или правонарушений в деятельности по связи представитель (государственный инспектор) регионального Управления Госсвязьнадзора России, УНРС обязан выписать оператору (владельцу РЭС) предписание с указанием сроков устранения недостатков или протокол об административном нарушении в соответствии с КоАП РСФСР.

КонсультантПлюс: примечание.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утратил силу с 1 июля 2002 года в связи принятием Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ, которым с 1 июля 2002 года введен в действие Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Предписания, в зависимости от характера нарушения, могут быть:

Об устранении нарушений без приостановления эксплуатации РЭС (с указанием сроков устранения нарушений);

О приостановлении эксплуатации РЭС (при отсутствии разрешительных документов; при нарушении условий использования радиочастот и РЭС, в результате которых создаются помехи другим РЭС; при нарушении требований техники безопасности, в результате которого создается угроза жизни и здоровью работников и других лиц).

Статья посвящена анализу структуры рынка радиоэлектронных средств малого радиуса действия и процедурам, которые должны выполнять его участники для обеспечения доступа к радиочастотному спектру.


В.А. Григорьев
Генеральный директор ООО "Лаборатория инфокоммуникационных сетей", профессор кафедры космической связи Академии им. А.Ф. Можайского, д.т.н.


И.А. Хворов
Начальник научно-исследовательского отдела ООО "Лаборатория инфокоммуникационных сетей", к.т.н.

Общие сведения о РЭС SRD

Полный перечень всех радиоэлектронных средств (РЭС), по правилам применения и свойствам относящихся к устройствам малого радиуса действия (Short Range Device: SRD), определен обобщенным решением Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) № 07-20-03-001 от 7.05.2007 г. "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" (данное решение дополнялось решениями ГКРЧ № 08-24-01-001 от 28.04.2008 г. и № 09-04-07 от 19.08.2009 г.), а также частными решениями ГКРЧ на разработку и серийное производство РЭС. Условия использования частот и сценарии применения приведены в приложениях к данному обобщенному решению ГКРЧ в таблицах по каждому типу РЭС отдельно. Причем по одному типу РЭС могут быть выделены подклассы, которые отличаются по сценарию применения и техническим характеристикам. Например, традиционно различают РЭС наружного и внутриобъектового применения, для которых разница по разрешенной мощности излучения может составлять 10 и более раз.

Система регулирования процесса использования полос частот для РЭС SRD описывается в четырех группах документов:

  • Общие решения ГКРЧ о применении устройств SRD.
  • Частные решения ГКРЧ о применении устройств SRD.
  • Постановления Правительства РФ (ППРФ) "О порядке регистрации РЭС".
  • Общие решения ГКРЧ "О порядке ввоза РЭС и комплектующих к ним" и ППРФ "О порядке ввоза абонентских устройств".

С точки зрения процедур регулирования использования РЭС малого радиуса действия выделяют множество признаков систем: по области применения, по диапазону частот, по видам излучений, по мощности излучения, по месту использования, по активности РЭС, по времени суток функционирования, по длительности автономного существования и т.п.

Области применения РЭС малого радиуса действия ограничиваются только фантазией разработчиков оборудования. Существует рекомендованный ETSI перечень этих областей.

Необходимость решения задач различной сложности и степени надежности требует применения такого рода устройств практически во всех доступных диапазонах частот. В устройствах SRD нашли применение все возможные виды модуляции - от узкополосных до сверхширокополосных. Важными с точки зрения электромагнитной совместимости (ЭМС) являются мощность излучения, коэффициент усиления антенны, активность РЭС, интервал времени, в течение которого оборудование может работать на излучение. Разумное сочетание всех влияющих на ЭМС параметров позволяет выбрать для решения той или иной задачи такой тип РЭС, который не приводит к нарушению условий ЭМС с РЭС другого назначения. Вопрос совместимости работы нескольких РЭС на одном объекте был подробно рассмотрен в первой части публикации в предыдущем номере журнала.

Рынок РЭС малого радиуса действия

Основных участников рынка устройств малого радиуса действия можно условно разделить на три группы: производители оборудования, дилеры (сеть реализации) и потребители (проектно-монтажные организации). В табл. 1 и 2 приведены общие сведения о необходимых в общем случае действиях участников рынка.

Действия производителей

Выделение полос радиочастот для данного типа радиоэлектронных средств осуществляется на основании общих или частных решений ГКРЧ с учетом требований и условий распределения и использования полос радиочастот, которые определяются Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации . Присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для РЭС гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (Роскомнадзором) по заключениям радиочастотной службы на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц .


Основным руководящим документом в этом вопросе в настоящее время является "Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот", утвержденное решением ГКРЧ .

Выделение полос частот в целях ввоза на территорию Российской Федерации РЭС и высокочастотных устройств (ВЧУ) различного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 № 336 "Об утверждении Положения о Государственной комиссии по радиочастотам" входит в полномочия ГКРЧ. Решения ГКРЧ о выделении полос частот для ввозимых из-за границы на территорию Российской Федерации указанных устройств являются разрешением для ввоза их из-за границы на территорию РФ.

Перечень разрешенных для ввоза на территорию Российской Федерации РЭС и ВЧУ размещен на сайте www.minsvyaz.ru в разделе "Решения ГКРЧ" (для РЭС малого радиуса действия это Разделы XXII, XXV, XXVII, XXX, ХXXIII, XXXV данного перечня). Часть РЭС SRD попадает под определение оконечного оборудования. Перечень оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, устанавливает ППРФ № 5 от 5 января 2005 г. "Об утверждении перечня оконечного оборудования, перемещение которого через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, и правил использования оконечного оборудования, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации". Порядок ввоза для РЭС SRD с апреля 2009 г. существенно упрощен . В перечень не требуется включать конкретные типы оборудования, параметры которых подпадают под действие решения ГКРЧ "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" . Только в случае несоответствия характеристик ввозимых РЭС указанным в решении техническим характеристикам требуется получение частного решения ГКРЧ для включения в перечень.

Действия пользователей

Сразу оговоримся, что отдельные классы РЭС малого радиуса действия, предусмотренные перечнем, утвержденным ППРФ , не подлежат регистрации в Роскомнадзоре.

В случае если регистрация (перерегистрация) необходима, то следует учесть, что в связи с изменением требований к порядку регистрации РЭС и ВЧУ к заявлению необходимо прилагать сведения о технических характеристиках и параметрах излучения регистрируемых РЭС, перечень которых утвержден приказом Россвязьохранкультуры .

Упрощение процедур

Естественно, что все участники рынка хотят максимально упростить для себя различные регуляторные процедуры перед началом эксплуатации РЭС.

Конечный потребитель напрямую заинтересован в полном отсутствии каких-либо действий со своей стороны и хотел бы жить по принципу "купил - применил". Продавцы и изготовители также заинтересованы в расширении номенклатуры РЭС, включенных в обобщенные решения ГКРЧ на выделение частот, а также в расширении перечня оборудования, не требующего регистрации, что вполне целесообразно в отношении устройств малого радиуса действия, функционирующих в полосе частот категории "СИ" ("совместное использование"). В табл. 3 приведена информация о необходимых действиях в соответствии с процедурами доступа к спектру для каждого из типов устройств малого радиуса действия. Одной из основных целей производителей SRD-устройств является простота их применения и соответственно отсутствие сложных процедур согласования частотных присвоений для пользователей РЭС. Упрощения применения РЭС достигают, вводя различного рода ограничения на технические характеристики, такие как: мощность, активность, время работы, коэффициент направленного действия антенн и прочее. Однако выбор технических характеристик процесс творческий и имеет специфику для каждого диапазона частот.

Во всех случаях необходимо определить по заданным параметрам РЭС, функционирующих в заданном диапазоне частот на основе заданного протокола обмена в канале, сценарий применения и "правила игры" по использованию частот для обеспечения ЭМС устройств SRD с уже действующими РЭС.

Всегда возможно подобрать такие характеристики РЭС, чтобы при заданном сценарии стало возможным воспользоваться одной из упрощенных процедур получения частот (табл. 4).

В России регулирующие органы используют для управления оборотом РЭС малого радиуса действия процедуры, которые условно можно разделить на четыре типа. Наиболее востребованными процедурами являются 3-й и 4-й.


На первых этапах применения РЭС SRD чаще всего используется первая процедура: без отдельных решений ГКРЧ (см. табл. 4). И только при накоплении опыта работы с заданным классом устройств оказывается возможным дальнейшее упрощение процедуры использования спектра, в частности, переход ко второму типу процедур применения: без получения разрешений на использование. Чаще всего упрощение достигается за счет введения более жестких требований к параметрам РЭС, которые указываются в соответствующих таблицах ТТХ (№ 1-4). Так как объем рынка устройств SRD с уменьшением количества нефинансовых барьеров (или "иначе" количества разрешительных документов) существенно растет, то общей целью и у регулирующих органов, и у участников рынка является достижение так называемого безлицензионного режима применения РЭС SRD (табл. 4, процедуры 3 и 4). Сложность достижения такого режима использования состоит в том, что получение различных разрешительных документов регламентируется разными нормативными актами и зависит от разных органов власти: как отраслевых, так и общегосударственных. Однако надо помнить, что нерешаемых технических задач не существует. Важно понимать взаимосвязи между требуемой процедурой доступа к спектру, техническими характеристиками РЭС и областью их применения, а также то, что данный класс РЭС применяется практически всегда совместно с уже имеющимися классами РЭС и не должен создавать им помех. То есть принятие решения в данной области всегда компромиссное. И этот компромисс достижим, если все участники ставят реальные условия, учитывая ограничения со стороны других участников рынка.


Сухой остаток

1. Рынок РЭС малого радиуса действия весьма объемен и многогранен. Основным игроком на этом рынке являются производители оборудования, которые максимально заинтересованы в упрощении регуляторных процедур доступа к спектру.

2. В статье представлена информация о необходимых действиях для получения доступа к радиоспектру для РЭС малого радиуса действия. Среди наиболее популярных диапазонов радиочастот для систем безопасности в настоящее время можно выделить:

  • 2400-2483,5 МГц - необходима регистрация РЭС в территориальных органах Роскомнадзора; вне помещений используются РЭС технологии ZigBee (при ограничении на интенсивность работы 5%) и РЭС технологии Bluetooth (при ограничении на интенсивность работы 1% и высоту подвеса антенны 10 метров) с мощностью передатчика до 100 мВт включительно. В случае вну-триобъектовых решений с той же мощностью ограничений на интенсивность работы нет;
  • 433,05-434,79 МГц и 868,0-868,2 МГц: при мощности излучения до 10 мВт разрешение и регистрация не требуются.

Таким образом, важной задачей является изучение действующих нормативных документов и уяснения "правил игры" для каждого типа РЭС.


Литература

1. Постановление Правительства РФ от 15.07.2006 г. № 439-23.

2. Решение ГКРЧ от 26.02.2008 г. № 08-23-02-001 "Положение о порядке рассмотрения материалов, проведения экспертизы и принятия решения о присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств в пределах выделенных полос радиочастот".

3. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ "О связи", ст. 24.

4. Решение ГКРЧ от 28.04.2009 г. № 09-03-05-2 "Об упрощении процедуры ввоза на территорию Российской Федерации комплектующего оборудования (компонентов) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".

5. Решение ГКРЧ от 7.05.2007 г № 07-20-03-001 "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия".

6. ППРФ от 12.10.2004 г. № 539 "О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств".