Малый бизнес

Новые требования к рабочим программам. Требования к рабочей программе по фгос: изменения и новые аспекты

Действующие новые требования к рабочим программам 2017-2018 года установлены приказом Минобрнауки. Они основаны на стандартах образования первого и второго уровня и должны способствовать созданию авторских документов, полностью реализующих требования государственного стандарта образования второго поколения. Основным содержанием приказа стали положения об обязательном упрощении программ, разрабатываемых школьными учителями для использования в конкретных классах.

Учителя в своей практической работе часто копируют рекомендуемые типовые программы, не перерабатывая их. В результате появляются объемные документы, практически не используемые в методических целях. Приказ предложил существенно сократить программы и снять с учителя часть административной нагрузки, связанной с их подготовкой. Целью нововведений стало повышение качества усвоения учениками предметов, для этого учителю предоставлены права отступать от рекомендуемых программ и внедрять новые стандарты обучения и оценки знаний.

Существенной новинкой стало то, что из 8 ранее обязательных для отражения в программах пунктов осталось только три. В урочной части это:

  • основное содержание предмета или курса;
  • планируемые результаты его освоения;
  • разбивка курса по темам с указанием количество учебных часов, необходимых для изучения каждой.

Сокращение объема документа направлено и на снижение нагрузки педагога, и на повышение качества авторской проработки материала. Кроме того, рабочие программы на 2017 2018 учебный год включают обязательные элементы внеурочной деятельности, это:

  • содержание внеурочной части курса, способы и методы его изучения в рамках домашней работы, формы проведения занятий;
  • предполагаемые результаты проведения внеурочной работы;
  • тематическое планирование.

Новая программа должна полностью соответствовать нормам ФГОС и не отклоняться от рекомендуемой типовой программы, при этом учитель вправе творчески переработать обязательные форматы.

Внедрение новых программ в учебный процесс

Учитель разрабатывает программу самостоятельно или в составе рабочей группы, опираясь на рекомендуемую базовую программу, учебники и методические материалы. Он вправе как внести изменения в базовую, так и создать на ее основе авторскую. В программе обязательно должны учитываться уже имеющиеся наработки и учебный план школы или иного учебного заведения.

После разработки программы администрация школы проводит ее проверку и принимает решение о возможности ее включения в учебный процесс. Вместе с ней должны быть внесены изменения и в перечень учебников, преимущество получит те, в которых есть методические материалы для педагога. Если в школе таких учебников нет, их комплекты должны быть закуплены. Администрация школы обязана утвердить документы не позднее 31 августа.

Весь учебный год в программу могут вноситься корректировки в части особенности и сроков изучения тех или иных разделов, связанные со скоростью изучения материала классом и особенными детьми. При наличии проработанного обоснования дополнительного утверждения таких изменений администрацией школы не требуется.

Администрация учебного заведения обязана контролировать создание программы по новым стандартам и ее выполнение на постоянной основе. Также в обязанности администрации входит информирования преподавателей о стандартах программ и сроках и подготовки.

Структура новой программы

Новые стандарты ФГОС обязывают в обязательном порядке подготовить и внести в учебные материалы и школьную документацию рабочую программу по каждому из преподаваемых предметов. Рабочие программы 2017-2018 годов должны иметь следующую структуру:

  • титульный лист, содержащий обязательные реквизиты (наименование школы, автора, предмета, срока действия программы;
  • задачи учителя на конкретный учебный год и для определенного класса. Любой класс имеет свои особенности, и они должны быть учтены в программе, как в виде упора на отдельные темы так и при определения времени и глубины их изучения;
  • моменты, адаптирующие общую программу под особенных (как одаренных, так и с ОЦВ) детей, эти моменты указываются в пояснительной записке к программе. По мере изучения она может корректироваться в зависимости от развития таких детей;
  • сетка календарного планирования, к которой предъявляется ряд требований, связанных с указанием темы каждого занятия, его формы – лекции, беседы или дискуссии, ожидаемых от него результатов;
  • приемы преподавания, ориентированные на большем использовании нестандартных видов занятий и оценки;
  • стандарты персональной активности учеников, методы оценки знаний.

Новые стандарты не ограничивают учителей классическими видами занятий, могут быть запланированы исследования, фантазии, круглые столы, конференции, путешествия. Рекомендуется активное использование аудио и видеоматериалов, фронтальных методов работы, наглядных пособий, активное вовлечение учеников в процесс постижения знаний.

Очень важно, что программа обязательно должна содержать систему оценивания, ее критерии. Оцениваются не только предметные, но и метапредметные, и личностные знания. Педагог может выбрать любой нестандартный вид проверки и оценки знаний — от викторины до диктантов.

Документ, созданный с опорой на новые правила, должен быть не формальным, а применяемым на практике, давать возможность ученикам лучше усваивать звания, а преподавателям оценивать их наиболее объективно. Программа должна вместить в себя опыт учителя, его стиль работы, методы преподавания, результаты повышения квалификации, а также опираться на внедрение инновационных технологий. Приказ министерства делает упор на сочетание личностных преимуществ конкретного преподавателя с теоретическими разработками рекомендуемых программ и учебников.

Труд педагога в России сложен и труден не только из-за низкой зарплаты и проблемных учеников. После проведения уроков и заполнения журнала у преподавателя наступает пора бумажной работы. Она занимает много времени и преимущественно носит формальный характер. Но за эти формальности учителя часто получают взбучки от начальства и проверяющих. А потом ещё и выслушивают упрёк: «За что Вам больше платить, если Вы не можете грамотно составить рабочий план».

О плане работы

Любое учебное заведение имеет свой план работы. И труд каждого педагога сопряжён с составлением личного плана и деятельности по нему. В рабочие программы входит всё: уроки, воспитательная работа, общение с родителями, поездки за грибами и в лес. Планы и программы есть в начальной школе; они есть и у тех, кто уже выпускает свой класс. Документ преследует следующие цели:

  • Улучшает и систематизирует труд учителя.
  • Способствует лучшему продвижению учебного процесса.
  • Гармонично развивает весь школьный процесс.
  • Помогает делиться опытом с коллегами.
  • Внедряет новые методики.

Составление плана строго регламентируется свыше. В конце 2015 года российское министерство образования установило новые требования к программам на учебный год. Предусматривалось существенное упрощение структуры ведения этого документа. Педагоги копируют ориентировочную программу и вносят соответствующие темы. Бытует справедливое мнение, что данный документ не столько улучшает качество преподавания, сколько является элементарной формальностью. Но без бюрократии в огромной стране нельзя!

Что изменилось

Сократилось количество пунктов с восьми до трёх. Что было решено оставить:

  • Учёт выделяемых часов на каждую тему.
  • Ожидаемые результаты по дисциплине.
  • Содержание курса обучения.

По внеурочной работе министерское начальство оставило следующее:

  • Планирование самих тем.
  • Итоги курса внеурочного обучения.
  • Указание форм проведения мероприятий.

Учитель имеет право пользоваться уникальными авторскими программами. Но они должны соответствовать общим правилам и положениям. А администрация школы обязана «дать добро» на работу уникальным методом. Изменился ещё и список учебников. Приоритет отдаётся тем, которые имеют пособия для преподавателя.

Структура рабочей программы

Любая рабочая программа обязана вписываться в общую школьную документацию. Программа включает:

  1. Титульный лист. На нём пишется название школы, название предмета и данные автора программы. Указываются даты действия.
  2. Пояснительную записку. Она расскажет о разработчике программы, используемых учебниках. В ней указывается цели и задачи, прописываются методики работы с одарёнными детьми. Также прописываются возможные отклонения от графика.
  3. Сетку календарно-тематического планирования. Она должна иметь названия тем, количество отведённых часов, ожидаемые результаты. Приветствуется указание формы проведения уроков или воспитательных часов.

Обновлённые требования проявляют интерес к проведению нестандартных форм занятий. Рекомендовано применять круглый стол, дискуссию, конференцию. В программе должны учитываться критерии оценок, способы преподавания. Важно знать тактику действия детей. Это может быть фронтальная, групповая или индивидуальная работа. Перечисляются типы пособий: наглядные, дидактические материалы, аудио или видео (прим. удалено обладателем) техника. Весь документ составляется на основе ФГОС, наличия комплектов учебников, примерного плана всего курса. Учитель имеет право вносить поправки и разумные изменения.

Особенности программы

Программа учителя — это авторский документ. У каждого человека она должна быть своя, особенная. Хотя базовые положения и пункты быть идентичными. Учитывается опыт учителя, его индивидуальные разработки, уровень подготовки определённого класса. Даже стиль мышления педагога играет большую роль. Все программы утверждаются администрацией школы до 31 августа. А забота школьного начальства — контролировать, проверять и вставлять чертей за невыполнение. Хороший пример программы можно посмотреть на видео (прим. удалено обладателем):

На эпиграф:

«Если ты сделал работу — зафиксируй это в документах. Если ты её не сделал — зафиксируй и запиши трижды!» Это мудрый совет одного покойного директора школы.

  1. Титульный лист, на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.
  2. Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).
  3. Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.

Читайте про новые требования ФГОС:

  • Локальные акты в школе по ФГОС: организация документального обеспечения
  • ФГОС основного общего образования с изменениями и дополнениями 2017 г
  • Организация внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Любовь Буйлова, зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», к. п. н., доцент, Почетный работник общего образования

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. были установлены новые требования к рабочим программам на 2016-2017 учебный год. Они заключаются в упрощении структуры, по которой составляется рабочая программа по стандартам второго поколения.

Учителя чаще всего копируют примерную программу и добавляют лишь тематическое планирование. Объем может достигать нескольких сот страниц. Документ не выполняет функцию эффективного инструмента для самого педагога, а является лишь формальностью.

Для снижения административной нагрузки и были внесены изменения.

Изменения

Если раньше структура программы состояла из восьми пунктов, теперь осталось только три:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

В рабочих программах внеурочной деятельности остались следующие пункты:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Кроме того, разработанные авторские рабочие программы на 2016-2017 учебный год могут использоваться для реализации учебного процесса. Это возможно в случае соответствия программы требованиям ФГОС и основным положениям примерной программы. Решение о внедрении разработки в школьный процесс принимает администрация школы.

Будут внесены изменения и в перечень учебников. Будут оставлены или добавлены те комплекты, которые имеют пособие для учителя, методические рекомендации по методике преподавания и изучению предмета.

Структура рабочей программы

В рамках реализации учебного процесса и в связи с введением новых стандартов ФГОС, рабочая программа по каждому предмету в обязательном порядке должна входить в школьную документацию.

Рабочая программа состоит из нескольких учебно-методических документаций. Она включает в себя:

  1. Титульный лист

На нем указывается:

  • полное наименование учебного заведения;
  • название учебного предмета с указанием класса, для которого создана программа;
  • автор программы, с указанием должности и при наличии категории;
  • срок, на который она утверждается.
  1. Пояснительную записку

Она должна содержать:

  • информацию об авторе программы, комплекте используемых учебников;
  • цели и задачи педагога на данный учебный год. Так как каждый класс индивидуален, они быть подстроены под каждый класс.
  • в каждом классе есть «особенные» дети. В программе необходимо написать методы работы с ними.
  • в рабочую программу можно вносить изменения сроков изучения тематических разделов. Должна быть указана причина и целесообразное обоснование корректировки. В дальнейшем, на протяжении учебного года, можно вносить дополнительные поправки. Они будут зависеть от степени развития учащихся во время изучения материала.
  1. Сетку календарно-тематического планирования.

Таблица должна состоять :

  • из общего названия раздела, количества часов, выделяемых на его изучение;
  • далее прописываются темы раздела. В случае, если тема изучается не один урок, также указывается количество часов.
  • обязательно необходимо указать планируемые результаты. Раньше необходимо было прописывать их на каждую тему. В рабочих программах 2016-2017 года можно указывать результаты на весь блок.
  • обязательно указание формы занятий на каждую тему. Это может быть беседа, практическое или теоретическое занятие, дискуссии.

Новые стандарты предполагают проведение нестандартных уроков. Здесь можно использовать уроки — исследования, путешествия, круглый стол, конференции, фантазирования.

  • в программе должно быть прописано, каким образом будут оценены результаты освоения знаний: предметные, метапредметные, личностные. Для проверки первых результатов можно применять самостоятельные работы, диктанты, викторины, тесты.
  • приемы преподавания. Это может быть словесный, игровой, наглядный или практический метод.
  • деятельность учеников. Это может фронтальная работа, индивидуальная или групповая.
  • учебно-методическое пособие: наглядные пособия, ауди и видео техника, дидактические материалы.

Составление программы

Рабочая программа создается на основании:

  • стандартов нового поколения ФГОС;
  • примерной программы учебного курса, комплекта учебников. Они должны входить в список рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
  • при составлении рабочей программы необходимо учитывать положение и учебный план образовательного учреждения.

Учитель может внести поправки и изменения в примерную программу, а может на ее основе разработать авторскую.

Особенности рабочей программы

Рабочая программа учителя - это авторский документ. Несмотря на то, что она должна содержать одинаковые пункты, соответствовать ФГОС и особенностям реализации, у разных учителей она будет отличаться. На отличия будет влиять класс, для которого программа разрабатывалась, его особенности.

Большое влияние оказывает и опыт учителя, его подходы и методы в обучении, стиль мышления.

Программа проверяется и утверждается администрацией школы до начала учебного года, но не позднее 31 августа.

В дальнейшем администрацией ведется систематический контроль за осуществление прописанных в рабочей программе положений.