Заработок 

Функции и обязанности председателя КЭК (I). Кэсо что это расшифровка Как заполняется справка

Что понимается под справкой КЭК? Эта справка (ее также называют заключением КЭК и постановлением ВКК) - это по сути своей заключение не одного врача, а целой комиссии врачей - специалистов о том, что нужно экстренно продолжать лечение. Такая комиссия есть во всех лечебных учреждениях. Ее называют клинико-экспертной комиссией, врачебно-консультативной или врачебно-контрольной. Эту комиссию выбирает главный врач учреждения из тех специалистов, которые имеются у него в штате, при необходимости привлекая врачей из других учреждений. Цель ее формирования - рассмотрение особо сложных случаев.

Подробнее об этой комиссии

В нее могут входить до 15 врачей. Если попался особо сложный, возможно привлечение специалистов из научно-исследовательских институтов и других клиник на договорной основе. В зависимости от проблемы и рассматриваемых на заседании комиссии вопросов, главный врач может менять состав комиссии, приглашать туда более компетентных в данной проблеме специалистов.

Председателя комиссии назначает опытный специалист данного медицинского учреждения. Это может главный врач больницы, начальник отделения, или другой опытный врач.

Когда решение комиссии считается принятым?

В том случае, если основная часть ее членов проголосовала одинаковым образом за какое-то одно решение. Лишь тогда ее решение считается принятым. После его принятия, оно фиксируется в медицинских документах, в частности, в справке КЭК.

Кроме того, в любом медицинском учреждении есть специальная книга. В нее вносятся записи обо всех решениях комиссии. Справка, которую получает прошедший экспертизу пациент, заверяется подписями членов комиссии и печатью учреждения здравоохранения.

Для чего эта комиссия вообще нужна?

В основной части лечебных учреждений она выносит свои решения по следующим вопросам:

  • Выносит решение о нетрудоспособности пациента, выдает ему протокол заключения и справку об этом диагнозе.
  • Решение о переводе ученика на домашнее обучение.
  • Решение о предоставлении академического отпуска студенту, если это необходимо.

В каких случаях без этой справки никак не обойтись?

Когда без получения этой справки никак не обойтись и вопрос состоит лишь в том, какое учреждение выбрать для ее получения?

  • Если вам нужно продлить больничный на длительный срок (на месяц или даже больше),
  • Если студенту необходим академический отпуск)то есть длительный перерыв в учебе),
  • Если студенту необходимо освобождение от физкультуры на длительный срок (больше, чем на месяца). В этом случае справка КЭК нужна обязательно.
  • Если нужно принять решение о прерывании беременности,
  • Если нужно предоставить жилплощадь инвалидам,
  • Если нужно подтвердить право инвалида на социальные выплаты,
  • Если ребенка нужно перевести на домашнее обучение из-за проблем со здоровьем.

Каким образом можно получить эту справку?

Обычно для получения справки КЭК нужно обратиться в муниципальную поликлинику по месту жительства. Все, кому уже приходилось это делать, знают, насколько долго длится этот процесс. Сбор необходимой информации, вынос решения, занимает очень много времени.

Обращаясь в государственное учреждение, следует также помнить, что в муниципальных организациях часто подходят к таким вопросам очень формально. Результат заседания комиссии не всегда (точнее даже, очень редко) удовлетворяет обратившегося пациента.

Отличным вариантом будет обратиться в частную поликлинику, которая сертифицирована на вынесение такого рода решений. Специалисты такой клиники все равно выдадут вам официальный документ, но вам не придется испытывать такие проблемы, как длительное ожидание, стояние в очередях, и прохождение зачастую ненужных обследований. В частной клинике вас примут не менее (или, возможно, более) квалифицированные специалисты, но вам не придется тратить время и лишние деньги.

Благодарим сайт http://spravka-kek.com/ за предоставление достоверных сведений о справке КЭК!

В государственных поликлиниках и в органах охраны здоровья Российской Федерации создаётся клинико-экспертная комиссия. В составе этой комиссии - 15 врачей и различные представители медицинских институтов.

Глава комиссии - чаще всего главный врач или заведующий какого-нибудь отделения. Заседания комиссия могут проводиться или каждую неделю или по возникновению необходимости. Всё зависит от того, на какой базе основана комиссия.

Справка КЭК - это документально подтверждённое заключение комиссии КЭК. Самая важная медицинская справка. С юридической точки зрения имеет самый наибольший вес в соотношении с другими справками. Оспорить КЭК можно только в комиссии на уровень выше или в суде и органах прокуратуры. Но необходимо иметь конкретные основания. Одного несогласия будет недостаточно.

К тому же это заключение - окончательное решение во всех медицинских спорах. Бывает, что пациенты не согласны с диагнозом и решительно настроены его оспаривать. КЭК как раз таки и принимает окончательное решение об объективности поставленного диагноза и об эффективности прописанного лечения.

Для чего могут быть использованы справки КЭК?

Она даёт возможность продолжить лечение на протяжении одного года. Пациенту при этом не присваивается инвалидность и его не могут уволить с работы/отчислить с учёбы.

Исключительно только справка КЭК даёт возможность продлить временную нетрудоспособность без присвоения группы инвалидности на максимальный срок - 12 месяцев.

В каком случае выдаётся справка КЭК?

Комиссия собирается тогда, когда врач не имеет права принять решение сам:

1. Больному нужен больничный более чем на месяц.

2. Нужно предоставить жилплощадь недееспособным лицам (инвалидам)

3. Необходимо подтвердить право на соц. выплаты инвалидам

4. КЭК для академического отпуска даётся студентам учебных заведений в трёх случаях:

1)по состоянию здоровья (тяжёлые травмы, беременность, потеря дееспособности и др.);

2)по уход уза ребенком, за тяжелобольными родственниками. По причине тяжёлого материального состояния семьи и др.;

3)по остальным причинам, которые требуют окончания или приостановки обучения. Например, стихийные бедствия

5. Необходимость одобрить решение о прерывании беременности

6. Нужно разрешение для тяжелобольного ребёнка для перехода на домашнее обучение (КЭК для надомного обучения)

7. КЭК для освобождения от физкультуры (учащемуся необходимо освобождение от физ. нагрузок)

Комиссия ответственна за точность, обоснованность и объективность экспертизы. Соответственно, решения КЭК можно обжаловать в законном порядке.

В ЛПУ есть карта, в которую заносят данные обо всех решениях без исключения.

ОФОРМЛЕНИЕ

По форме в справке КЭК должны быть указаны:

Ф.И.О. пациента;

Название организации, в которую будет предоставлен документ;

Решение, которое приняла комиссия;

Дата выдачи документа.

Для указания диагноза в КЭК необходимо согласие пациента.

Мед справки КЭК должны быть заверены подписью председателя и членов комиссии. Обязательно наличие личных печатей врачей и печати медучреждения.

КАК ПОЛУЧИТЬ СПРАВКУ КЭК?

Необходимо обратиться в поликлинику, к которой вы прикреплены. Приготовьтесь к долгому ожиданию. Сначала ожидание комиссии, затем вынесение заключения КЭК. Это всё длительная работа. Такая справка делается намного дольше, чем другие разновидности медицинских документов. На сбор всей нужной информации и различных документов может уйти от 1 до 7 дней.

Если вы всё-таки решили обратиться за справкой в государственную поликлинику, следует сделать это заранее. Когда сроки ещё «терпят».

Оглавление темы "Калькуляция стоимости услуг в медицине":

Заказать справку

Оставьте заявку и наш специалист свяжется с вами.

1500 руб.

Заказать справку

Клинико-экспертная комиссия (КЭК), состоящая из коллегии врачей, принимает решения по частным медицинским случаям. Эти решения оформляются в виде протокола заключения КЭК. Такое заключение позволяет продлить лечение на более длительный срок, взять академ в ВУЗе, либо выйти из академа, перейти на домашнее обучение и т.д.

Клинико-экспертная комиссия (КЭК) и врачебно-консультативная комиссия (ВКК) представляют собой существующую практически в каждом медицинском учреждении коллегию врачей-специалистов, созданную для периодического проведения независимой медицинской экспертизы. Клинико-экспертная комиссия (КЭК), врачебно-консультативная комиссия, врачебно-контрольная комиссия (ВКК) или просто врачебная комиссия (ВК) — все это есть суть наименования одного и того же медицинского органа, коллегиально выносящего постановления по результатам рассмотрения того или иного медицинского случая.

В поле зрения комиссий КЭК и ВКК попадают вопросы, связанные с принятием решений в области диагностирования, проведения лечебных мероприятий, реабилитации пациентов, а также установление работоспособности человека. В том числе под её юрисдикцию попадают ситуации, связанные с решением конфликтов между пациентами и медицинскими организациями, если таковые возникают в ходе или по завершению лечения.

ВКК и КЭК можно обобщить термином ВК, который расшифровывается как врачебная комиссия. В свою очередь врачебная комиссия это коллегия врачей-специалистов, которые занимаются вторым этапом экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН). Т.е. экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН) с акцентом на продление лечения на более длительный срок. По нормативным актам периода СССР, сокращение «ВКК» проходило как врачебно-консультативная комиссия либо врачебно-контрольная комиссия.

Руководством Минздравсоцразвития РФ было принято решение о замене термина «Клинико-экспертная комиссия» на термин «Врачебная комиссия». В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 июня 2005 г. N 01и-242/05 в действующей практике используется термин "врачебная комиссия" на основании ст. 39 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан". Согласно разделу IV "О врачебной комиссии ЛПУ" письма Минздравсоцразвития России от 25 января 2005 г. N 26-М в настоящее время во всех нормативных актах Минздравсоцразвития России производится изъятие термина "клинико-экспертная комиссия". Этот документ был отправлен органы управления здравоохранения, но в виду того, что в документе, было выявлено много неточностей и несоответствий, в частности документ некорректно ссылался на нормативно-правовые акты, он так и не был одобрен. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что аббревиатуры «ВКК» и «КЭК» являются обозначением одной и той же структуры медицинского органа, которая занимается проведением второго этапа экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН). Второй этап экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН), как правило, предполагает вынесение решений о необходимости продления лечения на более длительный срок.

Так как понятия «КЭК» и «ВКК» не противоречат действующему законодательству и по своей сути являются наименованием одного и того же медицинского органа, то использование этих двух наименований при оформлении медицинской документации является равнозначным и взаимозаменяемым до принятия новых правил ведения медицинской документации.

В любом медицинском учреждении утвержден еженедельный график заседания КЭК (ВКК). Соответственно, в строго определенные дни недели, по утвержденному графику созывается врачебная комиссия (ВК), в которую входят врачи-специалисты, обладающие наибольшим объемом профессиональных знаний и опытом работы. На заседании КЭК (ВКК) рассматриваются наиболее сложные с медицинской точки зрения вопросы и принимаются наиболее значимые решения. Для принятия срочных решений врачебная комиссия (ВК) может созываться внепланово.

Обыкновенно КЭК (ВКК) возглавляется главным врачом медицинского учреждения либо заведующим отделением, но бывает, что КЭК(ВКК) возглавляет другой специалист с достаточным опытом в клинико-экспертной работе. Численный состав врачебной комиссии (ВК) может составлять от пяти до пятнадцати членов. При этом не исключается, что помимо врачей, работающих в данном медицинском учреждении, в состав комиссии могут войти специалисты, приглашенные из других медицинских учреждений и организаций. К таковым могут относиться, например, сотрудники научно-исследовательских институтов (НИИ) и других специализированных организаций здравоохранения.

В ключе персонального состава комиссии КЭК и комиссии ВКК, стоит отметить некоторое формальное различие в понятиях КЭК и ВКК. Клинико-экспертная комиссия (КЭК) предполагает присутствие в составе комиссии экспертов, приглашенных из других медицинских учреждений (НИИ, клиник и т.п.). Врачебно-консультационная комиссия (ВКК) чаще всего состоит только из практикующих врачей. Врачебно-контрольная комиссия в этом случае отличается от врачебно-консультационной своей целью. Она создается с целью контроля выдачи определенных медсправок и разрешений. Понятие «врачебная комиссия» выступает неким обобщающим термином по отношению ко всем предыдущим. Однако такое деление достаточно условно, поэтому понятия «КЭК» и «ВКК» обычно употребляются как синонимы.

Состав КЭК(ВКК) по большому счету, постоянен. Однако он может меняться в зависимости от конкретного случая. Также предполагается периодическая ротация членов комиссии.

По итогам рассмотрения конкретного вопроса комиссия делает официальное заключение (заключение КЭК или постановление ВКК), в котором отражается коллективное мнение членов комиссии о состоянии здоровья больного, вырабатывается дальнейшая тактика лечения или решаются вопросы о переводе больного в другие медицинские учреждения. Все решения врачебной комиссии (ВК) оформляются в виде протокола - «Заключение КЭК» или «Справка ВКК» по форме 035/у-02.

Окончательное заключение КЭК (постановление ВКК) принимается на основании решения, которое комиссия принимает коллегиально при условии, что большинство ее членов высказали сходное мнение по рассматриваемому вопросу.

Заключение КЭК (решение ВКК) оформляется в виде справки-заключения КЭК формы 035/у-02.

Таким образом, справка «Заключение КЭК» или «Справка ВКК» — это важнейший медицинский документ, имеющий наибольший вес с медицинской и юридической точки зрения.

Справка КЭК (справка ВКК) заполняется кратко по установленной форме 035/у-02 и включает следующие данные:

1. ФИО и дата рождения лица, которому выдается справка КЭК(форма 035/у-02);

2. Наименование места предъявления справки (место учебы, работы, наименование судебного органа);

3. Клинический диагноз;

4. Решение комиссии;

5. Сроки лечения, освобождения, перевода;

6. Дата выдачи справки.

Справка-заключение КЭК (форма 035/у-02) заверяется подписями председателя комиссии, заведующего отделением, лечащего врача и подписями всех членов КЭК(ВКК) с их личными печатями. Также справка КЭК(ВКК) заверяется печатью и штампом медицинского учреждения.

Типовыми случаями, по которым необходимо выносить решения ВК, являются:

1. Предоставление академического отпуска или выход из него;

2. Переход на домашнее обучение;

3. Полное или частичное освобождение от занятий физической культурой на длительный срок;

4. Решение о нетрудоспособности гражданина;

5. Решение о пригодности гражданина к определенной трудовой деятельности;

6. Решение о переводе больного на инвалидность.

Документальным подтверждением выводов врачебной комиссии (ВК) является справка КЭК (форма 035/у-02), которая выдается на руки пациенту или его законному представителю. Все данные о диагнозе, состоянии здоровья пациента, применявшихся средствах и методах лечения заболевания, возможном прогнозе заболевания, а также иные сведения, полученные при обследовании и лечении больного, охраняются «законом о врачебной тайне» и не могут разглашаться третьим лицам без официального согласия больного.

Сроки КЭК(ВКК) для вынесения решения при рассмотрении одного вопроса не ограничены, но редко занимают больше одной недели. При этом заседания КЭК(ВКК) проходят также один раз в неделю. Таким образом, сроки для вынесения решения КЭК(ВКК) будут зависеть от специфики конкретного случая, от вопросов, которые будут рассматриваться.

Стоит отметить также, что справка КЭК(форма 035/у-02) имеет юридическую силу независимо от того, какое медицинское учреждение ее выдало. Единственное, что при этом учитывается, — это наличие у медицинского учреждения аккредитации на выдачу таких справок.

Таким образом, КЭК(ВКК) уполномочена принимать окончательные решения по частным случаям, связанным с медициной. Получить справку КЭК(ВКК) — значит получить самое влиятельное врачебное заключение, оспорить которое будет достаточно сложно.

ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:

Заключение о профпригодности по приказу 302н

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

Об организации клинико-экспертной работы в системе Департамента здравоохранения города Москвы


Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 16 января 2015 года N 7 ;
приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 12 июля 2017 года N 498 .
____________________________________________________________________


Анализ работы клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы и врачебных комиссий государственных учреждений здравоохранения города Москвы показывает, что существующая организация ведомственного контроля оказания медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности граждан в целом отвечает задачам дальнейшего совершенствования медицинского обеспечения населения г.Москвы.

Вместе с тем в связи с реализацией мероприятий Программы модернизации здравоохранения города Москвы на 2011-2012 годы, приоритетного национального Проекта в сфере здравоохранения "Здоровье", выполнением городских целевых программ, а также проведением структурных изменений в системе городского здравоохранения, необходимостью повышения эффективности и качества оказываемой медицинской помощи, оптимизации и стандартизации лечебно-диагностического процесса требуется дальнейшее развитие клинико-экспертной работы на всех уровнях.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" , Положением о Департаменте здравоохранения города Москвы , утвержденным постановлением Правительства Москвы от 31.12.2002 N 1070-ПП "О реорганизации Комитета здравоохранения Москвы" , в целях дальнейшего совершенствования клинико-экспертной работы в системе Департамента здравоохранения города Москвы, усиления ее роли в вопросах повышения качества оказания медицинской помощи населению города

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение о клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 1).

1.2. Положение о медицинском эксперте при клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 2).

1.3. Положение о комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ) Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе города Москвы (приложение 3).

1.4. Порядок работы клинико-анатомической конференции (приложение 4).

1.5. Типовой протокол заседания клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 5).

1.6. Типовой акт экспертного контроля (приложение 6).

1.7. Состав клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы (приложение 7).

2. Директорам Государственных казенных учреждений Дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административных округов города Москвы:

2.1. Представить в Департамент здравоохранения города Москвы предложения по персональному составу комиссий по изучению летальных исходов (КИЛИ) Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе города Москвы.


2.2. Представить списки экспертных групп КИЛИ Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе города Москвы по профилям, возглавляемым главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе г.Москвы.

Срок - в течение двух недель с момента издания настоящего приказа.

3. Руководителям государственных учреждений здравоохранения города Москвы:

3.1. Создать врачебные комиссии во вверенных государственных учреждениях здравоохранения города Москвы и организовать их работу в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 24.09.2008 N 513н "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации" .

Срок - в течение недели с момента издания настоящего приказа.

3.2. В деятельности врачебных комиссий предусмотреть работу подкомиссий по изучению летальных исходов, лечебно-контрольных подкомиссий, подкомиссий по экспертизе трудоспособности.

Срок - постоянно.

3.3. Осуществлять контроль за деятельностью врачебных комиссий во вверенных государственных учреждениях здравоохранения города Москвы в соответствии с требованиями данного приказа, других нормативно-правовых документов и с соблюдением существующего законодательства Российской Федерации.

Срок - постоянно.

4. Клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения оказывать организационно-методическую и консультативную помощь в работе врачебных комиссий государственных учреждений здравоохранения города Москвы в соответствии с утвержденными положениями; при необходимости вносить предложения по дальнейшему совершенствованию данного направления деятельности.

Срок - постоянно.

5. Считать утратившим силу приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 13.04.2007 N 155 "О дальнейшем совершенствовании клинико-экспертной работы в системе Департамента здравоохранения города Москвы" (в редакции приказов Департамента здравоохранения города Москвы от 04.05.2008 N 300 и от 29.05.2009 N 627).

6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Департамента здравоохранения
города Москвы
Л.М.Печатников

Приложение 1. Положение о клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы

Приложение 1
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481

1. Общие положения:

1.1. Клинико-экспертная комиссия Департамента здравоохранения города Москвы (далее - КЭК) создается и состав ее утверждается приказом руководителя Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Департамент).

1.2. Задачами КЭК являются: коллегиальное обсуждение и принятие решения по всем наиболее значимым клинико-экспертным вопросам организации и качества оказания медицинской помощи, экспертиза трудоспособности и профессиональной пригодности, иные медико-социальные вопросы в пределах своей компетенции, а также рассмотрение конфликтных ситуаций, претензий пациентов и заинтересованных организаций, возникающих в процессе оказания медицинской помощи в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы.

1.3. КЭК является организационно-методическим и консультативным органом. Председателем КЭК является руководитель Департамента здравоохранения города Москвы, заместителем (заместителями) - один или несколько заместителей руководителя Департамента здравоохранения. В состав КЭК входят должностные лица и главные внештатные специалисты Департамента, при необходимости могут привлекаться специалисты медицинских вузов, научно-исследовательских институтов, учреждений и других организаций. Один или несколько членов КЭК назначаются секретарем (секретарями) Комиссии.

1.4. Председатель КЭК совместно с главными внештатными специалистами Департамента для проведения экспертного контроля формирует из числа наиболее опытных специалистов лечебно-профилактических учреждений, сотрудников медицинских вузов, НИИ, научных центров и других учреждений и организаций список медицинских экспертов при КЭК, который утверждается председателем КЭК.

1.5. Медицинские эксперты при КЭК входят в состав групп по профилю под руководством главного внештатного специалиста Департамента, их деятельность также координируется членами КЭК.

1.6. Заседания КЭК проводятся по мере необходимости. Для каждого случая, требующего экспертного контроля, издается распорядительный документ Департамента здравоохранения города Москвы, в котором определяется состав комиссии медицинских экспертов по основному профилю данного случая, устанавливаются порядок, сроки подготовки материалов и дата проведения заседания КЭК.

1.7. На заседании клинико-экспертной комиссии должны присутствовать не менее пяти членов КЭК. Все случаи, поступившие в КЭК, должны быть рассмотрены в течение не более 30 дней. При невозможности принятия решения за это время срок может быть продлен в установленном порядке на необходимое для окончательной проработки время, но не более чем на 30 дней.

1.8. В особых случаях по решению председателя КЭК проводится расширенное заседание КЭК с привлечением директоров Государственных казенных учреждений Дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения административного округа города Москвы (далее - ГКУ ДЗ АО), руководителей государственных учреждений здравоохранения города Москвы, главных внештатных специалистов Департамента.

1.9. Секретарь (секретари) КЭК обеспечивает контроль за своевременным рассмотрением материалов медицинскими экспертами, их подготовку к заседанию КЭК, оформление протокола заседания КЭК, ведение и хранение установленной документации.

1.10. В случае отсутствия председателя КЭК заседание КЭК проводится заместителем председателя КЭК.

1.11. Заседание КЭК и ее решение оформляется протоколом. Решение комиссии вступает в силу после утверждения протокола руководителем Департамента здравоохранения (приложение 5 к настоящему приказу). Протокол заседания клинико-экспертной комиссии, а также материалы служебного расследования являются внутриведомственными документами, копии которых, заверенные печатью Департамента здравоохранения города Москвы, выдаются по требованию органов прокуратуры и следствия, а также других учреждений в установленном законом порядке.

1.12. При комиссионном рассмотрении и проведении экспертной оценки работы специалистов или учреждений присутствие проверяемых лиц и руководителей государственных учреждений здравоохранения города Москвы обязательно. На заседание клинико-экспертной комиссии могут быть приглашены представители неподведомственных Департаменту здравоохранения учреждений и организаций, в отношении которых проводилась экспертная оценка, а также представители страховых компаний, Управления Росздравнадзора по городу Москве и Московской области и др.

2. Функции КЭК:

2.1. Проводить экспертную оценку качества и эффективности лечебно-диагностического процесса и соответствие оказываемой медицинской помощи утвержденным стандартам.

2.2. Оценивать конечные результаты деятельности специалистов структурных подразделений и учреждений.

2.3. Рассматривать представления судебных и правоохранительных органов по качеству оказания медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности.

2.4. Рассматривать иски и претензии страховых медицинских организаций и исполнительных органов Фонда социального страхования по качеству медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности.

2.5. Рассматривать наиболее сложные и конфликтные случаи, по которым врачебными комиссиями государственных учреждений здравоохранения города Москвы не было принято окончательного решения, либо при несогласии заявителей с их решениями.

3. КЭК имеет право:

3.2. Представлять по результатам экспертизы руководителю Департамента заключения о соответствии занимаемой должности руководителей государственных учреждений здравоохранения города Москвы и медицинских работников, о целесообразности пересмотра квалификационной категории, целесообразности мер дисциплинарного воздействия и штрафных санкций, передачи дел в прокуратуру и следственные органы.

3.3. Направлять представления в учреждения, организации, ведомства по вопросам оказания медико-социальной помощи пациентам, их трудоустройству, профессиональной ориентации и другим вопросам, входящим в компетенцию комиссии.

4. Ответственность:

КЭК несет ответственность за обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение 2. Положение о медицинском эксперте при клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы

Приложение 2
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481

1. Общие положения:

1.1. Список медицинских экспертов при КЭК по основным медицинским специальностям формируется из числа главных внештатных специалистов Департамента, ведущих специалистов и должностных лиц органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений г.Москвы, который, по представлению председателя КЭК, утверждается руководителем Департамента здравоохранения. В качестве медицинских экспертов могут привлекаться сотрудники медицинских вузов, НИИ, научных центров и других учреждений и организаций.

1.2. Медицинский эксперт (далее - эксперт) в своей работе руководствуется действующим законодательством, нормативно-правовыми документами, регулирующими правоотношения в системе экспертизы качества медицинской помощи, приказами и положениями Департамента здравоохранения Москвы, распоряжениями председателя КЭК, руководителя группы экспертов, настоящим Положением. В соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" медицинский эксперт должен иметь свидетельство об аккредитации:

1.3. Эксперт осуществляет экспертизу в соответствии с полученным указанием руководителя группы экспертов. Своевременно и в полном объеме проводит разбор направленных материалов с оформлением акта экспертного контроля.

1.4. Экспертиза качества оказания медицинской помощи проводится индивидуально или с другими экспертами (при необходимости), по отдельным законченным в данном учреждении случаям, по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.), по результатам служебного расследования или в порядке очной экспертизы.

1.5. Основной задачей эксперта является оценка правильности выбора тактики ведения больного, объема и качества оказания медицинской помощи, соответствия ее оказания Московским городским стандартам оказания медицинской помощи, а также соответствия оказания медицинской помощи конечному исходу лечения.

2. Медицинский эксперт имеет право:

2.1. Пользоваться документами, необходимыми при оценке экспертного случая.

2.2. Проводить в необходимых случаях экспертизу на месте в соответствии с установленным порядком.

2.3. Обосновывать проведение дополнительной экспертизы.

2.4. Принимать участие в подготовке общего заключения.

2.5. Вносить предложения по дальнейшему совершенствованию организации и повышению качества оказания медицинской помощи населению.

2.6. Регулярно повышать свой профессиональный уровень.

3. Медицинский эксперт обязан:

3.1. Давать компетентную и объективную оценку качества медицинской помощи на основе изучения медицинской документации, а в необходимых случаях - личного осмотра пациентов.

3.2. При необходимости ходатайствовать о привлечении к экспертизе других экспертов.

3.3. Обсуждать с лечащим врачом и руководством учреждения здравоохранения предварительные результаты экспертизы.

3.4. Готовить рекомендации по повышению уровня и качества медицинской помощи, улучшению работы специалистов и учреждений здравоохранения, в том числе по устранению причин, вызвавших оказание пациентам медицинской помощи ненадлежащего качества.

3.5. Готовить по результатам экспертизы соответствующее заключение, оформлять результаты проверки актом экспертного контроля. Срок представления акта экспертного контроля организации и качества оказания медицинской помощи не должен превышать 7 дней с момента получения необходимой документации.

3.6. Отчитываться руководителю группы экспертов о результатах работы с представлением акта экспертного контроля.

4. Ответственность:

Эксперт в установленном порядке несет ответственность за качество и объективность проводимой экспертизы.

Приложение 3. Положение о комиссии по изучению летальных исходов (КИЛИ) Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе города Москвы

Приложение 3
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481

1. КИЛИ Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе города Москвы (далее - КИЛИ ДЗ в АО) создается и состав ее утверждается приказом Департамента здравоохранения города Москвы (далее - Департамент).

2. Летальным исходом в административном округе города Москвы (далее - АО г.Москвы) считается любой случай летального исхода, произошедший в подведомственных государственных учреждениях здравоохранения города Москвы на территории административного округа. Разбору на КИЛИ ДЗ в АО подлежат все летальные исходы независимо от того, было ли произведено вскрытие, выявлено ли на вскрытии совпадение или расхождение диагнозов (кроме случаев насильственной смерти по информации из Бюро судебно-медицинской экспертизы).

3. КИЛИ ДЗ в АО проводятся не реже 1 раза в неделю, в связи с чем необходимы не менее 3 сопредседателей врачей-клиницистов, 3 сопредседателей врачей-патологоанатомов и 3 секретарей из числа врачей-клиницистов. Сроки проведения КИЛИ ДЗ в АО - на 2-й месяц после летального исхода. При необходимости КИЛИ ДЗ в АО собирается экстренно.

4. Летальные исходы разбираются на месте врачебными комиссиями государственных учреждений здравоохранения города Москвы. Отчет по проведенным разборам направляется секретарю КИЛИ ДЗ в АО ежемесячно с перечнем заключительных клинических и патологоанатомических (судебно-медицинских) диагнозов, а также решений врачебных комиссий по каждому случаю. Секретари КИЛИ ДЗ в АО после консультаций с главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе часть наблюдений отбирают на повторный разбор на КИЛИ ДЗ в АО (при этом из государственных учреждений здравоохранения города Москвы запрашиваются медицинские карты стационарного и амбулаторного больного умершего). При разборе на КИЛИ ДЗ в АО летального исхода в стационаре обязательно запрашивается и амбулаторная карта умершего, если необходимо - из другого АО г.Москвы.

5. Материалы по летальным исходам из амбулаторно-поликлинических учреждений ежемесячно направляются секретарям КИЛИ ДЗ в АО с приложением медицинских карт амбулаторного больного и диагнозами вскрытий (патологоанатомических или судебно-медицинских, если они проводились). На КИЛИ ДЗ в АО отбираются все наблюдения, по поводу которых поступили жалобы граждан, независимо от результатов предыдущих рассмотрений, а также все случаи, при которых выявлены недостатки в ведении пациентов на догоспитальном этапе.

6. За две недели до проведения КИЛИ ДЗ в АО рецензентам по профилям направляются медицинские карты умерших больных и копии патологоанатомических или судебно-медицинских диагнозов (если проводилось вскрытие). Списки рецензентов по профилям представляются главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Москвы в АО г.Москвы из наиболее опытных специалистов, число рецензентов не ограничено, и состав может периодически меняться.

7. При необходимости для участия в КИЛИ ДЗ в АО привлекаются представители из лечебных учреждений других АО г.Москвы.

8. На КИЛИ ДЗ в АО отбираются летальные исходы для клинико-анатомических конференций (КАК) АО г.Москвы и/или города. На КАК целесообразно рассматривать несколько сходных по проблемам наблюдений.

9. Главный патологоанатом Департамента здравоохранения города Москвы в АО г.Москвы обеспечивает участие в качестве сопредседателей КИЛИ опытных врачей-патологоанатомов из государственных учреждений здравоохранения административного округа города Москвы или лично участвует на КИЛИ (в статусе сопредседателя КИЛИ), а также для рецензий по морфологическим вопросам. Если вскрытие не проводилось или проводилось судебно-медицинское вскрытие, руководители КИЛИ ДЗ в АО также могут привлекать патологоанатомов для участия в рецензировании и заседании.

10. Если проводилось судебно-медицинское вскрытие для участия в КИЛИ ДЗ в АО привлекается назначенный Бюро судебно-медицинской экспертизы судебно-медицинский эксперт. Списки судебно-медицинских экспертов для участия в КИЛИ передаются в АО г.Москвы из Бюро судебно-медицинской экспертизы. Случаи насильственной смерти на КИЛИ не разбираются, их перечни передаются секретарям КИЛИ ДЗ в АО из Бюро судебно-медицинской экспертизы ежемесячно.

11. КИЛИ ДЗ в АО несет ответственность за обоснованность и объективность результатов проводимой экспертизы в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Приложение 4. Порядок работы клинико-анатомической конференции

Приложение 4
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481

1. Формат проведения клинико-анатомической конференции (далее - КАК) - группа отделений в многопрофильных государственных учреждениях здравоохранения города Москвы, государственное учреждение здравоохранения города Москвы, административный округ, город.

2. Задачи КАК - повышение квалификации врачей и качества оказания медицинской помощи на основе совместного анализа, а также обсуждения клинических и морфологических данных по материалам летальных исходов.

3. На КАК обсуждаются:

3.1. Случаи с летальным исходом, представляющие научный и практический интерес для широкого круга врачей-клиницистов вне зависимости от того, насколько правильно данное заболевание было диагностировано при жизни.

3.2. Обобщенные данные по секционным наблюдениям при тех нозологических формах, вопросы заболеваемости, лечения и причины смерти при которых являются актуальными (тематические конференции).

3.3. Случаи расхождений заключительного клинического и патологоанатомического (судебно-медицинского) диагнозов с систематически повторяющимися дефектами диагностики и лечения.

3.4. Клинические случаи, сложные для полноценного анализа на заседаниях ПИЛИ, спорные или недостаточно ясные наблюдения летальных исходов.

3.5. Редкие или недостаточно изученные болезни, заболевания с атипичным течением, ятрогении, случаи лекарственной болезни и лекарственного патоморфоза заболеваний.

3.6. Анализ деятельности патологоанатомического отделения (службы ГКУ ДЗ АО, города) за предшествующий год (проводится ежегодно).

4. КАК проводятся в рабочее время по ежегодному плану в государственных учреждениях здравоохранения города Москвы - один раз в месяц, в ГКУ ДЗ АО - один раз в два месяца. Участие в КАК является функциональной обязанностью руководства и врачей тех государственных учреждений здравоохранения, которые принимали участие в обследовании и лечении больного на амбулаторном и стационарном этапах. В крупных многопрофильных стационарах кроме общебольничной КАК должны проводиться КАК по группам соответствующих профильных отделений.

5. На КАК анализируются также результаты исследования оперативно удаленных органов и биопсий, подтверждающих правильность врачебного мышления при постановке прижизненного диагноза, полноты обследования больного до биопсии, целесообразности предпринятого хирургического вмешательства и других методов лечения.

6. Ответственность за организацию и качество проведения КАК несут в зависимости от формата КАК главный врач государственного учреждения здравоохранения города Москвы, директор ГКУ ДЗ АО, .

7. Подготовка, организация и проведение КАК осуществляются заместителями главного врача государственных учреждений здравоохранения города Москвы, директора ГКУ ДЗ АО по лечебной работе, заместителями руководителя Департамента здравоохранения города Москвы совместно с главным внештатным специалистом-патологоанатомом Департамента здравоохранения города Москвы в административном округе или города. К подготовке, организации и проведению КАК могут привлекаться сотрудники кафедр медицинских вузов и подразделений НИИ.

8. Непосредственное руководство заседанием КАК осуществляет председатель - главный врач (директор ГКУ ДЗ АО), а при его отсутствии - заместитель по лечебной работе.

8.1. Приказом главного врача (директора ГКУ ДЗ АО) назначаются два постоянных секретаря КАК из числа клинических врачей, обязанностью которых является регистрация в специальном журнале даты проведения конференций и их повестки, персонального состава участников, фамилий и должностей сопредседателей, основных положений всех выступлений, а также заключительного резюме, принятого конференцией.

8.2. Заместитель главного врача (директора ГКУ ДЗ АО) по лечебной работе вместе с заведующим патологоанатомическим отделением (в округе и городе - главными специалистами-патологоанатомами округов и города) определяют повестку и дату проведения очередной КАК, которая доводится до сведения врачебного персонала не позднее чем за 7 дней (в округе и городе за 2 недели) до дня проведения конференции.

9. Подлежащие разбору случаи докладываются лечащими врачами, патологоанатомом или судебно-медицинским экспертом, производившими вскрытие умершего, официальным оппонентом (рецензентом), анализировавшим данные медицинских карт (амбулаторного и/или стационарного больного) и представляющим свое суждение о течении болезней, своевременности, полноценности и адекватности лечения, а также качестве ведения медицинской документации.

10. Рецензенты (не менее двух) назначаются (приглашаются) из числа наиболее опытных клиницистов данного или других государственных учреждений здравоохранения города Москвы, кафедр медицинских вузов или НИИ не позднее чем за 2 недели до КАК.

11. Сообщения врачей (клиницистов и патологоанатома или судебно-медицинского эксперта, а также рецензентов) должны сопровождаться демонстрацией всех материалов, позволяющих осветить клинику, патогенез болезни и танатогенез (рентгенограмм, томограмм, электрокардиограмм, данных лабораторных исследований в динамике, изображений макро- и микроскопических морфологических изменений и т.д.), а также обзором современной литературы по анализируемой проблеме. Их продолжительность не должна превышать 20 мин., после чего подлежащие разбору случаи обсуждаются участниками конференции, в том числе врачами других специальностей, принимавшими участие в диагностике заболевания.

12. КАК должны завершаться обобщающими выступлениями сопредседателей (или одного из них), в которых подводятся итоги проведенного обсуждения, вносятся предложения, направленные на повышение качества лечебно-диагностического процесса.

13. Руководство государственных учреждений здравоохранения города Москвы (ГКУ ДЗ АО, Департамента здравоохранения города Москвы) на основании материалов, выводов и предложений КАК разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по предотвращению и недопущению выявленных недостатков в организации оказания медицинской помощи.

Приложение 5. Типовой протокол заседания клинико-экспертной комиссии департамента здравоохранения города Москвы

Приложение 5
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель учреждения)

ТИПОВОЙ ПРОТОКОЛ
ЗАСЕДАНИЯ КЛИНИКО-ЭКСПЕРТНОЙ КОМИССИИ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ПОВЕСТКА:

1. Комиссия в составе:

Председатель

(председатель КЭК или его заместитель)

(члены КЭК, координаторы экспертных групп)

Приглашенные

(специалисты, представляющие материалы на КЭК, руководители групп экспертов, эксперты)

Секретарь КЭК

В присутствии:

Проверяемые лица

Руководители

2. Рассмотрела:

Представленные материалы

(медицинские документы, протоколы, объяснительные записки, результаты служебных расследований, акты проверок, приказы и т.д.)

3. Выяснила

(изложение сущности рассматриваемого вопроса)

4. Отметила

(выявленные недостатки и нарушения)

5. Заключение:

Председатель КЭК

Члены КЭК

Секретарь КЭК

Приложение 6. Типовой акт экспертного контроля

Приложение 6
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481

ТИПОВОЙ АКТ
ЭКСПЕРТНОГО КОНТРОЛЯ
от _______ г. N _______

Мною, медицинским экспертом при Клинико-экспертной комиссии

(учреждение)

на основании

в период с

проведена экспертиза случая

1. В ходе экспертизы изучены материалы:

2. Изложение сущности рассматриваемого вопроса:

3. Выявленные недостатки и нарушения

4. Заключение

Медицинский эксперт

Согласовано:
Руководитель группы
медицинских экспертов
по профилю __________

Приложение 7. Состав клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы

Приложение 7
к приказу Департамента
здравоохранения города Москвы
от 30 ноября 2011 года N 1481
(В редакции, введенной в действие
приказом Департамента
здравоохранения города Москвы
от 12 июля 2017 года N 498 . -
См. предыдущую редакцию)

Состав клинико-экспертной комиссии Департамента здравоохранения города Москвы

Председатель Комиссии:

Алексей Иванович

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы

Заместители председателя Комиссии:

Алексей Владимирович

Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы

Старшинин

Андрей Викторович

Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы

Елена Юрьевна

Заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы

Секретари Комиссии:

Стешенко

Максим Леонидович

Главный специалист Управления организации стационарной медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы

Валентин Юрьевич

Главный специалист Управления организации первичной медико-санитарной помощи Департамента здравоохранения города Москвы

Члены Комиссии:

Белостоцкий

Андрей Викторович

Директор Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций Департамента здравоохранения города Москвы"

Владимир Борисович

Директор Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы"

Значкова

Елена Александровна

Заместитель начальника Управления организации первичной медико-санитарной помощи

Максименко

Елена Вадимовна

Начальник Управления организации первичной медико-санитарной помощи

Микрюков

Антон Владимирович

Начальник Управления организации стационарной медицинской помощи

Евгений Леонидович

Начальник Управления делами и координации деятельности

Алексей Станиславович

Заместитель начальника Управления организации стационарной медицинской помощи

Эксперты Комиссии:

Арутюнов

Григорий Павлович

Главный внештатный специалист-терапевт

Анциферов

Михаил Борисович

Главный внештатный специалист-эндокринолог

Амплеева

Татьяна Викторовна

Главный внештатный специалист по управлению сестринской деятельностью

Эльмира Ибрагимовна

Главный внештатный детский специалист-гастроэнтеролог

Белевский

Андрей Станиславович

Главный внештатный специалист-пульмонолог

Дмитрий Станиславович

Главный внештатный специалист-гастроэнтеролог

Бурмистрова

Татьяна Борисовна

Главный внештатный специалист-профпатолог

Богородская

Елена Михайловна

Главный внештатный специалист-фтизиатр

Евгений Алексеевич

Главный внештатный специалист-психиатр-нарколог

Батышева

Татьяна Тимофеевна

Главный внештатный детский специалист-невролог

Бельченко

Виктор Алексеевич

Главный внештатный специалист по челюстно-лицевой хирургии

Андрей Юльевич

Главный внештатный специалист-трансфузиолог

Юрий Павлович

Главный внештатный специалист-психотерапевт

Брежнева

Татьяна Юрьевна

Главный внештатный детский специалист-диетолог

Васильева

Елена Юрьевна

Главный внештатный специалист-кардиолог

Врублевский

Сергей Гранитович

Главный внештатный детский специалист - уролог-андролог

Валиуллина

Светлана Альбертовна

Главный внештатный специалист детский специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению

Выборнов

Дмитрий Юрьевич

Главный внештатный детский специалист - травматолог-ортопед

Андрей Анатольевич

Главный внештатный специалист-нейрохирург

Девяткин

Андрей Викторович

Главный внештатный специалист по инфекционным болезням

Вадим Эрикович

Главный внештатный специалист - травматолог-ортопед

Демикова

Наталья Сергеевна

Главный внештатный специалист по медицинской генетике

Виктория Павловна

Главный внештатный специалист по инструментальной диагностике

Евгений Валерьевич

Главный внештатный специалист-ревматолог

Журавлева

Марина Владимировна

Главный внештатный специалист - клинический фармаколог

Жолобова

Елена Спартаковна

Главный внештатный детский специалист-ревматолог

Ислим Нидаль

Главный внештатный специалист по радиотерапии

Алексей Юрьевич

Главный внештатный детский специалист-оториноларинголог

Картавцева

Лариса Руслановна

Главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи детскому населению

Олег Николаевич

Главный внештатный специалист-нефролог

Андрей Иванович

Главный внештатный специалист-оториноларинголог

Георгий Петрович

Главный внештатный специалист-психиатр

Кильдюшов

Евгений Михайлович

Главный внештатный специалист по судебно-медицинской экспертизе

Коноплянников

Александр Георгиевич

Главный внештатный специалист по акушерству и гинекологии

Кондратчик

Константин Леонидович

Главный внештатный детский специалист-гематолог

Карасева

Ольга Витальевна

Главный внештатный детский специалист - абдоминальный хирург

Илья Михайлович

Главный внештатный детский специалист-офтальмолог

Колтунов

Игорь Ефимович

Главный внештатный специалист-педиатр

Кашкаров

Юрий Михайлович

Главный внештатный специалист по внедрению современных информационных систем в здравоохранении

Лебедева

Анастасия Юрьевна

Заместитель главного внештатного специалиста-кардиолога

Александр Борисович

Главный внештатный детский специалист-пульмонолог

Мошетова

Лариса Константиновна

Главный внештатный специалист-офтальмолог

Мантурова

Наталья Евгеньевна

Главный внештатный специалист - пластический хирург

Митронин

Александр Валентинович

Главный внештатный специалист-стоматолог

Сергей Павлович

Главный внештатный специалист по лучевой диагностике

Мазанкова

Людмила Николаевна

Главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей

Алексей Изральевич

Главный внештатный специалист по проблемам диагностики и лечения ВИЧ-инфекции

Ноздреватых

Игорь Васильевич

Главный внештатный специалист-эпидемиолог

Невзорова

Диана Владимировна

Главный внештатный специалист по паллиативной помощи

Остапенко

Юрий Николаевич

Главный внештатный специалист-токсиколог

Олег Олегович

Главный внештатный специалист по патологической анатомии

Острейков

Иван Федорович

Главный внештатный детский специалист - анестезиолог-реаниматолог

Исмаил Магомедтагирович

Главный внештатный детский специалист-нефролог

Александр Николаевич

Главный внештатный специалист - аллерголог-иммунолог

Вадим Вадимович

Главный внештатный специалист-гематолог

Погосова

Нана Вачиковна

Главный внештатный специалист по медицинской профилактике

Потекаев

Николай Николаевич

Главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии

Дмитрий Юрьевич

Главный внештатный специалист-уролог

Проценко

Денис Николаевич

Главный специалист по анестезиологии-реаниматологии

Плавунов

Николай Филиппович

Главный внештатный специалист по скорой, неотложной медицинской помощи и медицине катастроф

Погонченкова

Ирэна Владимировна

Главный внештатный специалист по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению

Петряйкина

Елена Ефимовна

Главный внештатный детский специалист-эндокринолог

Портнова

Анна Анатольевна

Главный внештатный детский специалист-психиатр

Дмитрий Дмитриевич

Главный внештатный специалист по гигиене детей и подростков

Разумовский

Александр Юрьевич

Главный внештатный детский специалист-хирург

Скрыпник

Дмитрий Владимирович

Заместитель главного внештатного специалиста - кардиолога по эндоваскулярной диагностике и лечению

Анатолий Болесловович

Главный внештатный специалист по остеопатии

Виктор Викторович

Главный внештатный специалист - сердечно-сосудистый хирург

Стародубова

Антонина Владимировна

Главный внештатный специалист-диетолог

Семенова

Жанна Борисовна

Главный внештатный детский специалист-нейрохирург

Сибирская

Елена Викторовна

Главный внештатный специалист-гинеколог детского и юношеского возраста

Тяжельников

Андрей Александрович

Главный внештатный специалист по первичной медико-санитарной помощи взрослому населению

Ольга Николаевна

Главный внештатный специалист-гериатр

Тарабрин

Евгений Александрович

Главный внештатный специалист - торакальный хирург

Туманова

Елена Леонидовна

Главный внештатный специалист по патологической анатомии (детская сеть)

Тиганова

Ольга Александровна

Главный внештатный детский специалист-онколог

Сергей Алексеевич

Заместитель главного внештатного специалиста по скорой, неотложной медицинской помощи и медицине катастроф

Игорь Евгеньевич

Главный внештатный специалист-онколог

Могели Шалвович

Главный внештатный специалист-трансплантолог

Александр Николаевич

Главный внештатный специалист по клинической лабораторной диагностике

Чубарова

Антонина Игоревна

Главный внештатный специалист-неонатолог

Николай Анатольевич

Главный внештатный специалист-невролог

Алексей Васильевич

Главный внештатный специалист-хирург

Юрий Анатольевич

Главный внештатный специалист-колопроктолог

Школьникова

Мария Александровна

Главный внештатный детский специалист-кардиолог



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Комментарии к записи Заключение клинико-экспертной комиссии (справка КЭК) отключены

КЭК или ВКК? Обобщающий термин ВКК (врачебно-консультативная комиссия) и КЭК (клинико-экспертная комиссия) используется для обозначения экспертной структуры для проведения медицинской экспертизы о временной нетрудоспособности, с акцентом на необходимость продления лечения на более длительный срок.

КЭК (клинико-экспертная комиссия) — это коллегиальный орган, который организуется в государственных (муниципальных) лечебно-профилактических учреждениях, а также при региональных (территориальных) органах здравоохранения РФ при наличии в их штате не менее 15 работающих врачей. В состав КЭК входят председатель — главный врач или (в крупных медицинских учреждениях) его заместитель по клинико-экспертной работе (КЭР), заведующий соответствующим отделением и лечащий врач. При необходимости могут привлекаться заведующие специализированными кабинетами и врачи-специалисты (врачи узких специальностей) научно-исследовательских институтов и других медицинских учреждений и организаций.

Состав клинико-экспертной комиссии (КЭК) может периодически изменяться в зависимости от специфики рассматриваемого врачебной комиссией (ВК) вопроса. КЭК возглавляет председатель врачебной комиссии (ВК), он же председатель КЭК — главный врач медицинского учреждения или заведующий определенным отделением, либо другой практикующий врач. Председатель КЭК является постоянным членом комиссии.

Как правило, если КЭК создана на базе лечебно-профилактического учреждения, заседания комиссии проводятся еженедельно; если же КЭК действует при органах управления здравоохранением, то члены комиссии собираются по мере необходимости.

КЭК - это медицинский орган, который принимает коллективное решение по сложным медицинским вопросам путем голосования, руководствуясь профессионализмом членов, здравым смыслом и в интересах здоровья пациента. Все решения, принятые КЭК (клинико-экспертной комиссией), являются юридически обоснованными и подлежат исполнению теми, кому они адресованы.

Полномочия и функции КЭК достаточно разнообразны. В соответствии с основными законодательными актами РФ, нормами и правилами клинико-экспертной работы (КЭР) комиссия (КЭК) уполномочена рассматривать самые затруднительные, с точки зрения медицины, вопросы и делать выводы, которые документально фиксируются и выдаются в виде заключения КЭК (справки КЭК).

Однако полномочия клинико-экспертной комиссии распространяются не только на принятие решений в затруднительных ситуациях. Такие комиссии уполномочены контролировать качество оказания медицинских услуг, осуществлять помощь в виде консультирования тех больных, которым были поставлены неправильные диагнозы, если пациент считает, что назначенное ему лечение не эффективно, а препараты, которые он применяет, нецелесообразны. В таких случаях можно обращаться в клинико-экспертную комиссию с просьбой пересмотреть назначения лечащего персонала.

В полномочия клинико-экспертной комиссии могут входить функции по отстранению медицинского персонала от работы, если комиссия в ходе своей деятельности выявила серьезные нарушения. Работа клинико-экспертной комиссии призвана, не только разрешать социально-медицинские ситуации, но и повысить качественный уровень обслуживания граждан, ответственность лечащих врачей, а также эффективность используемых методов лечения.

Клинико-экспертная комиссия (КЭК) может рассматривать конфликтные ситуации и спорные вопросы, которые часто возникают в поликлиниках и других лечебных заведениях. В основу принятия решений КЭК всегда ставятся интересы пациента (больного) и государства, то есть своевременно освобождать заболевших от работы, помнить, что освобождение от работы нередко имеет решающее значение в лечении и исходе заболевания. Одновременно врач не должен допускать необоснованного освобождения от работы. Он должен постоянно заботиться о снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности и помнить, что снижение, например, средней длительности случая нетрудоспособности только на один день сохраняет миллионы рабочих рук.

Все решения КЭК также могут оспариваться в судебных органах, если пациент считает, что действия ее членов были не обоснованы, а решение вынесено неправильно.
Полномочия клинико-экспертной комиссии предусматривают анализ, рассмотрение и вынесение решений по следующим направлениям:

— в случае, когда необходимо продлить больничный лист на срок больше месяца;
— когда студент или учащийся нуждается в предоставлении ему академического отпуска, по психологическому или физическому состоянию здоровья;
— если требуется освободить учащихся общеобразовательных школ от вступительных или переводных экзаменов, а также физических нагрузок, в связи с тяжелым заболеванием или реабилитационным периодом после перенесенного заболевания;
— если пациенту необходимо заключение о преждевременном прерывании беременности в связи с медицинскими показаниями, имеющегося заболевания роженицы, которое создает угрозу ее жизни;
— в случае, когда требуется предоставление отдельной или дополнительной жилплощади, лицам, которые утратили трудоспособность или инвалидам;
— запрос о праве на пособие для инвалидов с детства и в возрасте до 16 лет, а также для материального обеспечения лиц, осуществляющих их опекунство;
— учащиеся и студенты, которые нуждаются в длительном освобождении от занятий физическим воспитанием;
— когда ребенок по состоянию здоровья не имеет возможности обучаться в общеобразовательной школе, рассматривается вопрос о переводе его на домашнее обучение.

При достижении консенсуса, в подтверждение принятого комиссией решения выдаётся заполненный бланк справки КЭК (он же — протокол заключения КЭК), заверенный печатью медицинского учреждения и подписями и печатями всех врачей-специалистов, входящих в состав КЭК.
Справка КЭК имеет следующие обязательные пункты:

  • Ф.И.О. и дата рождения пациента;
  • клинический диагноз и его осложнения;
  • решение комиссии.

Помимо этого, в справке КЭК должны содержаться следующие данные:
— причина и предмет заседания клинико-экспертной комиссии;
— список и подписи участников комиссии и председателя;
— точная дата проведения заседания;
— печать лечебного учреждения, где проводилось заседание клинико-экспертной комиссии.

Важно знать, что КЭК (клинико-экспертная комиссия) и ВКК (врачебно-консультативная комиссия или врачебно-контрольная комиссия) - это врачебные комиссии (ВК), создаваемые в медицинских учреждениях, прежде всего, для проведения II этапа экспертизы временной нетрудоспособности (ЭВН), с акцентом на необходимость продления лечения на более длительный срок.

Чиновники Минздравсоцразвития РФ решили изъять термин "клинико-экспертная комиссия" (КЭК) из всех нормативных актов и заменить его термином "врачебная комиссия" (ВК), который "следует использовать в действующей практике" (цитата). Но в соответствующем письме содержится много неточностей, касающихся, в первую очередь, неправильной ссылки на нормативно-правовые акты, не позволившие этому письму вступить в законную силу.

Таким образом, используемые в настоящее время в практической организационной работе по экспертизе временной нетрудоспособности (ЭВН) термины "КЭК" и "ВКК" обозначают одно и то же! Т.е. и КЭК, и ВКК - это названия одного и того же по сути врачебного совета (органа).

Аббревиатуры "КЭК" и "ВКК" не противоречат действующему законодательству и могут считаться равнозначными для применения в медицинских учреждениях до принятия новых, регламентирующих экспертную работу, документов.

Для вступления в пользование рядом особенных прав или для получения специфических медицинских справок и заключений медицинского характера часто требуется получить заключение КЭК - медицинская справка, выдаваемая в рамках работы клинико-экспертной комиссии и по результатам этой работы.

Справка КЭК (документально оформленное заключение КЭК) официально рассматривается как наиболее значимая и наиболее важная медицинская справка. Заключение КЭК не может быть проигнорировано — справка КЭК имеет большее значение с медицинской и юридической точки зрения, чем какие-либо другие медицинские документы, медсправки, формы, отчеты и т.д.

Однако не одно лишь это делает медицинское заключение КЭК справкой первостепенной важности. Такая медицинская справка предоставляет пациенту и ряд других прав. Собственно, само по себе заключение КЭК может использоваться одновременно для реализации нескольких или даже их всех. В то же время подобное мало, кому необходимо на практике. Чаще всего получение медсправки КЭК продиктовано всего одной, максимум, двумя задачами, связанными с вполне конкретными жизненными обстоятельствами пациента.

Обозначим конкретно, для чего может быть использовано медицинское заключение КЭК.

Прежде всего, этот документ обеспечивает своему обладателю право продолжения лечения на протяжении одного года, начиная с момента выдачи медсправки КЭК, без присвоения группы инвалидности, без увольнения с работы или же отчисления с места учебы. Т.е. только справка КЭК дает исключительное право на продление срока временной нетрудоспособности студента или работающего и соответствующее продолжение лечения без присвоения инвалидности на максимально разрешенный по длительности срок — двенадцать календарных месяцев (один год).

Кроме того, заключение КЭК является документом, необходимым для последующего оформления других документов. В частности, это касается процесса оформления права на академический отпуск студента, для получения длительного освобождения от физкультуры в образовательном учреждении, для получения направления на лечение в специализированный санаторий и т.д. Заключение КЭК обеспечивает перевод на домашнее обучение, официальное признание нетрудоспособности и невозможности обучаться по стандартной традиционной программе, принципиальную неспособность выполнять те или иные трудовые и профессиональные обязанности. Медсправка КЭК нужна гражданам, готовящимся к процессу протезирования, желающим либо вынужденным в ближайшее время проходить МСТЭК (такова официально признаваемая аббревиатура медико-социально-трудовой экспертизы). Заключение КЭК также является первичным итогом экспертизы инвалидности, без рассмотрения медицинского случая клинико-экспертной комиссией комиссия по признанию инвалидности собираться не может.

Наконец, именно заключение клинико-экспертной комиссии предстает тем документом, который может и даже должен ставить окончательную точку в медицинских спорах и неопределенностях. Так, в частности, нередко пациент или же его родственники, близкие люди, официальные представители и т.д. бывают, не согласны с поставленным пациенту диагнозом и даже готовы активно его оспаривать. Как раз клинико-экспертная комиссия и должна принять окончательное решение об объективности и правильности поставленного диагноза. Также КЭК принимает решение и в отношении спорных и неточных диагнозов. Речь идет о том, что отдельно взятый врач-специалист или даже группа таких врачей не всегда оказывается в состоянии поставить точный окончательный диагноз. При этом если таковой необходим для продолжения или назначения лечения, для направления пациента на какую-либо процедуру и т.д., то созывается клинико-экспертная комиссия, которая должна принять решение. Отражением этого решения и будет выступать непосредственно медицинская справка - заключение КЭК.

Отметим, что клинико-экспертная комиссия - это коллегиальный медицинский орган, который может быть непостоянным, работать исключительно в случаях необходимости принятия решения и выдачи заключений КЭК. Соответственно, предварительно должен иметь место запрос на созыв КЭК и рассмотрение ею обстоятельств того или иного медицинского случая. Обычно КЭК - это наиболее квалифицированные врачи и медицинские эксперты данного медучреждения, а также приглашенные специалисты. Председательствует в КЭК традиционно главный врач медицинского учреждения или медицинской структуры. Количественный состав комиссии может быть разнообразным, он зависит от того, какой именно случай рассматривается, а также от того, при каком медицинском учреждении, в каком населенном пункте работает клинико-экспертная комиссия.

Ранее клинико-экспертная комиссия именовалась врачебно-консультационной комиссией (ВКК). В соответствии с этим часто заключение КЭК по старой традиции называют заключением ВКК или справкой ВКК. Всем следует иметь в виду, что это один и тот же документ. Другое дело, что КЭК - это современное название коллегиального медицинского органа, и если речь идет про официальные документы, то использовать необходимо именно официальную терминологию - клинико-экспертная комиссия, а не врачебно-консультационная комиссия. Плюс все та же комиссия часто именуется просто врачебной комиссией, что тоже, по большому счету, верно, но не соответствует официальной терминологии. Таким образом, КЭК - это и ВКК, и ВК.

Многие люди, пытаясь получить заключение КЭК, сталкиваются с определенного рода проблемами, проистекающими из элементарного непонимания расшифровки данной аббревиатуры. Следовательно, в соответствии с этим вместо аббревиатуры в современной российской медицине все чаще начинает использоваться полное название — клинико-экспертная комиссия. Конечно, получить заключение клинико-экспертной комиссии или получить заключение КЭК - это не принципиальная разница, а точнее говоря, — это отсутствие разницы.

Рассмотрим, как необходимо действовать человеку, который столкнулся с необходимостью срочно произвести оформление медсправки КЭК.

Прежде всего, нужно четко определиться с тем, зачем конкретно данная медицинская справка необходима. Это нужно, прежде всего, для правильного ее заполнения и оформления. После этого нужно явиться в медицинское учреждение, уполномоченное выдавать медицинские справки соответствующего типа. Надо сказать, что клинико-экспертные комиссии создаются на базе любого медицинского учреждения. Это означает, что можно с равным успехом отправляться и в поликлинику, и в больницу, и в студенческий медпункт, и в другую медицинскую структуру. Другое дело, что наиболее предпочтительным местом, чтобы произвести оформление медсправки КЭК, выступает участковая поликлиника. В этом случае заключение КЭК гарантированно будет носить официальный характер и будет правильно заполнено, а все сроки будут соблюдены.

Оформление медсправки КЭК в любом случае предполагает прохождение медицинского осмотра. Каждый из членов комиссии должен самостоятельно осмотреть пациента, изучить результаты его анализов и обследований. Для этого предварительно терапевт, узнав о намерении пациента оформить справку КЭК, направляет его на соответствующие процедуры. Их прохождение является бесплатным, если документ необходим пациенту по требованию определенной структуры (учебного заведения, места работы, лечебно-профилактического учреждения и т.д.).

Заметим, что конкретные медицинские процедуры, анализы, обследования и т.д. могут меняться. Все зависит от того, зачем нужно оформить справку КЭК, каковы цели пациента. Так, при оспаривании диагноза мероприятия проводятся по одной схеме, для получения академического отпуска пациентом - по другой, а для первичной констатации инвалидности - по третьей. Более того, многое зависит также и от состояния здоровья конкретного пациента.

Однако оформить справку КЭК в любом случае можно только на официальном бланке, утвержденном для использования по всей территории Российской Федерации. Этот бланк должен быть снабжен не только водяными знаками и голограммой, но также штампом медучреждения и печатями всех врачей - членов КЭК. Каждый из этих врачей при этом записывает в справку КЭК свое заключение. Коллегиально комиссия принимает окончательное решение, которое в итоге и является заключением КЭК. Неправильное оформление медсправки КЭК автоматически ставит под сомнение заключение комиссии. Во избежание проблем, связанных с этим, попутно с медсправкой КЭК составляется также и протокол заседания клинико-экспертной комиссии с подробным описанием всех врачебных мнений и отражением итогового вывода комиссии, сформированного на коллегиальной основе.

Оспаривание заключения КЭК возможно в комиссии более высокого уровня, а также в судебных органы и органах прокуратуры. Однако для этого должны иметься действительно серьезные и действительно веские основания, а не одно лишь несогласие с мнением членов клинико-экспертной комиссии или желание получить ту возможность, которую дает справка КЭК.