Малый бизнес

Алмаз антей генеральный директор. «Ростех» под американским колпаком

Мрачный шлейф "Алмаз-Антея"

10 лет строился новый Центр управления полетами в Московском авиаузле. Его сдача откладывалась несколько раз. В чем причина?

Как стало известно корреспонденту УтроNews , наконец-то, спустя 10 лет, сдан новый центр управления полетами (ЦУП) в Московском авиаузле. Решение о его строительстве было принято еще в 2007 г. В 2009 г. подрядчиком стал концерн "Алмаз-Антей", за которым тянется довольно мрачный шлейф. Заказчиком строительства выступало ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ГК по ОрВД), принадлежащее Росавиации.

Концерн "Алмаз-Антей" на 100% принадлежит "Росимуществу" и состоит из 60-ти предприятий и НИИ, расположенных в 17-ти регионах России. Основная сфера деятельности концерна - противовоздушная оборона. Обслуживает как военные так и гражданские заказы.

У концерна очень мрачная история. В 2003 - 2009 годах широкую огласку получили убийства руководителей предприятий концерна. 12 января 2003 г. был найден повешенным первый заместитель генерального директора Обуховского завода Александр Порецкий. 6-го июня 2003 г. в Москве был застрелен Игорь Климов, исполнявший обязанности генерального директора концерна. В этот же день в Серпухове убили Сергея Щетко, коммерческого директора предприятия ОАО "РАТЕП", входящего в концерн "Алмаз-Антей". 30 июля 2009 г. был убит Андрей Барабенков, начальник отдела недвижимости управления маркетинга концерна.

Все эти убийства не связывали с производственной деятельностью концерна. Убитые руководители имели отношение к недвижимости, которая передавалась в состав концерна через процедуры банкротства, а потом, по слухам, реализовывалась через сделки с криминальными структурами. Руководителей устраняли как ненужных свидетелей. И это было, заметьте, не в 90-х годах.

Убийства руководителей - это только то, что всплыло на поверхность. А что могло в это время твориться внутри концерна с огромным количеством предприятий? Наверное, все, что угодно. Могли быть и хищения как при оборонзаказах, так и при гражданских заказах. Сроки строительства ЦУПа невольно наталкивают на эту мысль.

Протекла крыша?

Общий объем вложенных в строительство средств составил 3.5 млрд руб. Из них 2.3 млрд федеральных средств и 1.2 млрд руб. собственных средств ГК по ОрВД. В качестве субподрядчиков концерн "Алмаз-Антей" привлек фирмы "ВНИИРА", "НИТА"" и "ЛОТЕС ТМ".

Сроки сдачи объекта неоднократно откладывались. Оборудование в недостроенном здании стояло еще с 2012 г., но не принималось Росавиацией из-за замечаний по результатам испытаний. В мае этого года было обнаружено, что течет крыша здания и было принято решение менять всю кровлю. Работы завершились к октябрю. "Алмаз-Антей" пообещал возместить принесенный ущерб.

Новый центр управления полетами наконец-то открыт?

Один иск ГК по ОрВД к концерну на 130 млн руб. по делу о срыве сроков уже был отклонен. Так что возмещение ущерба также может быть под вопросом. Возможно, строительство ЦУПа велось ни шатко, ни валко по той причине, что заказчик и исполнитель "пилили" между собой выделенные на строительство деньги.

Субподрядчики "Алмаз-Антея"?

Кого же концерн "Алмаз-Антей" привлек в качестве субподрядчиков для строительства ЦУПа?

"ВНИИРА" - это акционерное общество, входящее в состав концерна - "Всероссийский Научно-исследовательский институт радиоаппаратуры". Уставной капитал 236 млн руб. На 100% принадлежит концерну "Алмаз-Антей", вклад Росимущества -1 тыс. руб.

В 2015 г. в один день АО "ВНИИРА" учредило 7 организаций. С какой целью? Из них все с уставным фондом 0 тыс. руб. Только в 5-ти организациях "ВНИИРА" принадлежало 0%, а в двух его доля была 100%.

В 2017 г. "ВНИИРА" выступило учредителем еще двух организаций. АО "Информационные компьютерные системы", в них "ВНИИРА" принадлежало 30%, 70% владела непонятная организация "Граждане России". Уставные доли учредителей составляли - 0.006 тыс. руб. и 0.014 тыс. руб. соответственно.

Во второй организации "СЗРЦ концерна ВКО "Алмаз Антей" АО"ВНИИРА" принадлежит 0.06%, а самому концерну "Алмаз-Антей" 21.2 %. Интересно, что еще одним учредителем СЗРЦ, заводом "Навигатор", на 100% владеет Росимущество. Еще в трех учредителях СЗРЦ концерн и Росимущество имеют разные доли.

Можно ли поверить, что при такой запутанной системе владения в концерне "Алмаз-Антей" все чисто? И не участвует ли Росимущество в возможных схемах по выводу денег многочисленными предприятиями концерна? И очень интересно, что думает по этому поводу его глава Дмитрий Пристансков?

Дмитрий Пристансков знает, что творится в концерне "Алмаз-Антей"?

Учредители фирмы "НИТА" - "Новые информационные технологии в авиации" уже упомянутые загадочные "Граждане России". А сама "НИТА" являлась учредителем четырех фирм, в которых владела разными долями от 13% до 37%.

В ООО "НАНС" соучредителем выступает "ВНИИРА". А ООО "Дйамонд техникс" владеют "Граждане России" и "КОМПАНИЯ "DIAMOND AIRCRAFT INDUSTRIES GMBH", у двух других компаний с уставным фондом в 10 тыс. руб. кроме "НИТА" еще по 10 учредителей.

С "ЛОТЕС ТМ" вообще все просто. Организация с уставным фондом в 10 тыс. руб. Учредители - "Граждане России". Можно было бы и дальше распутывать этот клубок, но, наверное, с этим делом более успешно справятся правоохранительные органы.

А что вообще творится в "Алмаз-Антее"? И этот только на строительстве одного объекта. В 2014 г. генеральным директором "Алмаз-Антея" был Владислав Меньщиков, который занимал эту должность более 10-ти лет. Сейчас этот пост занимает первый заместитель Меньщикова Ян Новиков. Одна команда продолжает руководить крупнейшим оборонным концерном страны?

Если на гособоронзаказах "Алмаз-Антея" дела обстоят также, как на строительстве ЦУПа, то можно себе представить, сколько могут воровать чиновники Минобороны. А схемы, похоже, все созданы. А рядом и Росимущество, и Росавиация! Они тоже могут с успехом пользоваться готовыми схемами?

Концерн "Алмаз-Антей", видимо, нуждается в срочном визите силовиков. Им несложно будет разобраться в запутанных схемах концерна. В противном случае под угрозой стоит безопасность нашей страны. Те, кто могут быть причастны к воровству, о ней обычно не думают.

Концерн ВКО "Алмаз-Антей" уволил гендиректора завода "Авангард", на котором делают ракеты для ЗРК С-400. В сообщении компании говорится, что Ахмет Мухаметов освобожден от занимаемой должности за превышение должностных полномочий, а также причинение репутационного вреда и "создание условий для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков".

По мнению экспертов, лейтмотивом этого кадрового решения стало невыполнение гособоронзаказа. Как рассказал "Утру" главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко, в июле этого года Центральный закупочный комитет "Роснефти" объявил "Авангард" победителем в составе консорциума по лоту, размещенному на сайте госзакупок. Но Ахметов неожиданно отказался подписывать договор с одним из дочерних предприятий "Роснефти", после чего предприятие внесли в реестр недобросовестных поставщиков. А под удар был поставлен весь концерн ВКО "Алмаз-Антей". Получилось, что Мухаметов столкнул лбами оборонщиков и "Роснефть".

Теперь, как считает Коротченко, кадровые перестановки нацелены на исправление ошибок и возобновление нормальной работы предприятия. "Авангард" возглавит заместитель генерального директора по производственно-технологической политике "Алмаз-Антей" Александр Ведров. При этом, свое место в концерне он сохранит, то есть будет совмещать две должности.

Что касается Мухаметова, то он успел проработать в должности гендиректора два года. Как говорится на сайте компании, прошел путь от инженера-технолога до главы предприятия. До него эту должность занимал Геннадий Кожин, впоследствии перешедший в МКБ "Факел". По информации СМИ, в 2015 г. были сорваны сроки поставки ракет С-400 для Минобороны, после чего назначили проверку. Кроме того, руководство предприятия якобы было замешено в разнообразных "серых схемах" с целью хищения бюджетных средств. Однако официального подтверждения этой информации нет. Обвинительные статьи могли оказаться заказными. К слову, в "Алмаз-Антее" подробности увольнения Мухаметова комментировать не стали.

Стоит еще отметить, что кадровая перестановка последовала через неделю после заседания Военно-промышленной комиссии по развитию вооружения в концерне "Алмаз-Антей", которое проводил президент Владимир Путин. А рассматривался на нем комплекс вопросов, связанных с развитием системы вооружения армии и флота.

Кроме гособоронзаказа, "Авангард" работает на экспорт. По данным СМИ, сейчас на предприятии готовятся выполнять индийский заказ. Как сообщила в июне газета Economic Times со ссылкой на источник в Минобороны Индии, в этом году должно завершиться оформление контракта на поставку Дели пяти дивизионов С-400 на сумму $5,5 миллиардов. При этом "Авангард" изготовит несколько сотен экспортных вариантов ракет для зенитно-ракетного комплекса.

Ян Валентинович, недавно стало известно о том, что компания «Рособоронэкспорт» заключила контракт с КНР на поставку ЗРС С-400. Если принято решение разрешить экспорт этой системы, поставки которой ВС РФ еще не завершены, значит у Концерна ПВО «Алмаз – Антей» есть в резерве еще более совершенные разработки?

Да, договоренность о поставке С-400 в Китай является признаком того, что это не последнее слово в наших разработках. Но вместе с тем я хочу отметить, что это современная система с большим ресурсом. По аналогии с системой С-300 «Фаворит» можно предположить, что она верой и правдой прослужит не одно десятилетие. Говорить более конкретно о новых разработках я не могу по понятным причинам.

- «Алмаз – Антей» традиционно очень активно участвует в выставках вооружения, приводящихся в Индии: Aero India и Defexpo. Каковы перспективы концерна на этом рынке сегодня?

Индия действительно является одним из самых крупных и приоритетных партнеров России в области ВТС.

Во-первых, большая часть средств ПВО, стоящих на вооружении ВС Индии, – российского или советского производств. В той или иной степени им требуется ремонт или модернизация с продлением срока эксплуатации на 5-12 лет. Этому направлению деятельности обе страны придают очень большое значение, так как оно предоставляет возможность взаимовыгодного сотрудничества российского ОПК с индийской промышленностью в рамках выдвинутой индийским руководством программой развития экономики страны с конкретно поставленной задачей – «производи в Индии».

Во-вторых, Россия готова поставлять в Индию новейшие средства ПВО, включая созданные в рамках делового сотрудничества с индийскими компаниями. К примеру, на международной выставке Defexpo 2014 Концерн представил натурный образец ЗРК малой дальности «Тор-М2КМ», установленный на автомобильном шасси индийской компании ТАТА Motors.

На авиасалоне Aero India 2015 на стенде Концерна презентовались ЗРС большой дальности «Антей-2500» и С-400 «Триумф». Экспозиции Концерна на этих двух выставках вызвали нескрываемый интерес индийских военных. Следует отметить, что Концерн готов оказать ВС Индии всестороннюю практическую помощь и содействие в укреплении обороноспособности страны, в частности и путем построения эффективной системы ПВО-ПРО.

Украинский кризис стал причиной существенного охлаждения отношений между Россией и Западом, в первую очередь – США. Одним из символов «похолодания» стала война санкций. В санкционный список попал и Концерн ПВО «Алмаз – Антей». Санкции, введенные против оборонной промышленности РФ, заставили ее работать лучше?

Санкции сработали, как гром в известной поговорке про русского мужика. Особенно обострилась проблема импортозамещения. О ней и раньше было много разговоров, но при этом использование импортной элементной базы только расширялось. Создать точные по всем параметрам отечественные аналоги интегральных схем практически не представляется возможным, а любое отклонение сразу потребует изменения конструкции радиотехнических устройств. Отсюда большие сложности. Но поскольку вопрос встал ребром, то решить его придется. Путь один – согласованные действия микроэлектронных предприятий и разработчиков финальной продукции. В этом смысле можно сказать, что работать придется лучше. В первую очередь должна повыситься унификация технических решений, чтобы сократить до минимума используемую элементную базу. Здесь тоже предстоит перейти от слов к делу.

Можно предположить, что на федеральном уровне в ближайшее время будут приняты решения по ужесточению контроля за использованием предприятиями бюджетных средств по линии государственного оборонного заказа. При этом очень важно избежать перегибов, чтобы не парализовать работу вовсе. Иначе о повышении эффективности говорить не придется.

Сегодня выдвигаются идеи создания Евразийской системы воздушно-космической обороны. Разделяете ли вы мнение о том, что в основе процесса евразийской интеграции должны лежать, прежде всего, интересы совместной безопасности?

Вопросы политической и военной безопасности сейчас очень тесно переплетены. Мир вступил в фазу серьезных геополитических преобразований, последствия которых трудно спрогнозировать, но несомненно, что евразийская интеграция должна распространяться и на систему военной безопасности. Я не думаю, что создание единой ВКО является главным направлением этого союза, но с учетом опыта современных войн я уверен, что условие это необходимое.

Работы по созданию систем ВКО активно ведутся с переменной эффективностью в США и у нас уже полвека. Сейчас имеется устойчивое мнение, что создать всеобъемлющую систему защиты территории от массированного ядерного удара не представляется возможным. Но в условиях войн с применением обычного оружия система ВКО способна противостоять воздушным и космическим средствам поражения. На это и нацелена работа всего многотысячного коллектива Концерна.

Давайте перейдем к гражданской продукции, изготавливающейся на предприятиях Концерна. Каковы приоритетные направления развития в этом сегменте?

Успех в деле создания и производства гражданской продукции на предприятиях оборонной ориентации приходит, главным образом, тогда, когда это изделия высокого технологического уровня, близкие по своему предназначению основной продукции. В нашем случае это система управления воздушным движением, в которой центральное место занимают радиолокационные средства и система АСУ.

Наиболее актуальными на современном этапе являются направления укрупнения центров управления воздушным движением (УВД) и внедрения перспективных технологий связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения (концепция СNS/АТМ Международной организации по гражданской авиации).

Из-за протяженности границ Российской Федерации и прилегающих морских акваторий международные воздушные трассы имеют разрывы в радиолокационном поле, достигающие 500 км и более. В этих условиях при неразвитой наземной инфраструктуре в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока особую актуальность приобретает технология автоматического зависимого наблюдения, реализующая сбор координатной информации по данным бортовых приемников сигналов глобальных навигационных систем (GPS и ГЛОНАСС) летательных аппаратов, ее обработку и передачу летящим вблизи воздушным судам и в центры УВД. В настоящее время создается современная разветвленная сеть авиационной фиксированной электросвязи и ретрансляции данных, в том числе через каналы спутниковой связи.

Вторым показательным примером продукции гражданского назначения являются метеолокаторы, разработанные и выпускаемые Лианозовским электромеханическим заводом. Они выполнены на таком высоком научно-техническом уровне, что с успехом конкурируют на мировом рынке, что с высокотехнологичной продукцией гражданского назначения бывает нечасто.

Почти на всех предприятиях концерна присутствует гражданская тематика, но пробиться с ней на массовый внутренний рынок бывает непросто даже в тех случаях, когда по совокупности параметров она превосходит зарубежные аналоги. Возможно, в современных условиях ситуация изменится к лучшему.

Вы сказали, что одним из основных направлений в сегменте гражданской продукции для Концерна является работа по созданию центров управления воздушным движением, среди которых – и московский центр, являющийся одним из крупнейших в Европе. Сейчас идет опытная эксплуатация этого центра. По своим характеристикам он соответствует европейским требованиям?

Концерн определен головным исполнителем ФЦП по совершенствованию системы управления воздушным движением в нашей стране. При решении данной задачи Концерн очень тесно взаимодействует с Росавиацией и другими государственными структурами.

Изначально заданные Росавиацией требования к функциональным возможностям комплексов средств автоматизации организации воздушного движения нового центра значительно превышают аналогичные требования, сформулированные Евроконтролем (европейская авиационная власть) для своих передовых центров управления воздушным движением. Новый центр должен в значительной степени снизить экономические издержки в условиях прогнозируемого роста авиаперевозок за счет внедрения новых технологий организации воздушного движения и постепенного наращивания их потенциала, в том числе путем интеграции этих технологий. Так, применение автоматизированного обмена данными по каналам «диспетчер-пилот» позволит сократить речевой радиообмен и снизить загрузку диспетчеров. Более совершенные компьютерные средства автоматизации обеспечат кратко- и среднесрочный прогноз потенциальных конфликтов между воздушными судами и их своевременное разрешение диспетчерами, что значительно повысит безопасность полетов. Средства поддержки упорядочения потоков прилетающих и вылетающих судов помогут сократить время ожидания ими с включенными двигателями команд на взлет, сократить очереди на посадку и более точно выдерживать установленное расписание вылетов и прилетов. Автоматическая передача пилотам информации о местоположении летательных аппаратов в локальных зонах вокруг точек их местоположения будет способствовать обеспечению более высокой безопасности полетов за счет достижения осведомленности пилотов о воздушной обстановке вблизи их воздушных судов.

В последние годы в России началось масштабное строительство новых промышленных площадок. Концерн ПВО «Алмаз – Антей» является одним из лидеров этого процесса. Как развивается эта программа?

Действительно, в этом деле наш Концерн занимает лидирующие позиции. Уже введена в эксплуатацию большая часть вновь построенного в Санкт-Петербурге Северо-Западного регионального центра (СЗРЦ). Здесь на промышленную площадку с единой инфраструктурой сводятся пять питерских дочерних обществ Концерна. Замечу, что этот грандиозный по масштабам проект стоимостью 22,5 миллиарда рублей реализован на заемные средства банка ВТБ. В результате его реализации все пять предприятий выходят на новый уровень технологий и организации труда, что позволит существенно повысить качество продукции и радикально – производительность труда. Не случайно в СЗРЦ побывали все высшие должностные лица руководства страны, представители отрасли и заказчиков.

Еще два крупных машиностроительных завода мы строим в Нижнем Новгороде и в Кирове, на территориях существующих предприятий. По плану продукцию они будут давать с 2016 года. По нашим оценкам, более рациональным является путь строительства новых предприятий, нежели коренная модернизация существующих столетней давности.

Одной из главных проблем новых предприятий является кадровое обеспечение. К ее решению мы приступили заранее, создав колледж для подготовки рабочих и согласовав программы подготовки инженерных кадров с региональными вузами.

Ян Валентинович, работая в Концерне ПВО «Алмаз – Антей» с момента его создания вы, безусловно, накопили обширный управленческий опыт. Какие из инструментов корпоративного строительства вы считаете наиболее эффективными в современных условиях?

В прежние годы заботы руководителя оборонного предприятия сводились к неукоснительному выполнению плановых заданий, прежде всего по линии государственного оборонного заказа. Теперь генеральный директор вдобавок к этому должен обеспечить экономическую устойчивость предприятия.

При работе с акционерными обществами главным инструментом управления являются, как известно, советы директоров. Однако в тех случаях, когда головная компания владеет полным пакетом акций, такой механизм во многом теряет свою значимость. На первое место выходит непосредственное общение с руководителями дочерних обществ. Ежедневно я встречаюсь с несколькими директорами, кроме этого действует система отчетов директоров дочерних обществ и проведения ежегодных сборов. Недавно был создан Корпоративный совет директоров, задачей которого является выработка решений стратегического и тактического уровней. Это механизмы прямого действия. Периодическая отчетность дочерних обществ подвергается в головной компании тщательному анализу, по результатам которого также принимаются управленческие решения.

Нами были разработана и выполнена программа технического перевооружения дочерних обществ, создан и успешно функционирует Корпоративный фонд НИОКР. Сегодня предприятия укомплектованы руководящими кадрами высокого уровня, и замена директоров осуществляется системно в рамках кадровой ротации. Решением правления формируется кадровый резерв руководителей. Для повышения квалификации и переподготовки сотрудников мы создали Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз – Антей».

Сейчас в центре внимания головной компании – программа стратегического развития и входящая в нее программа инновационного развития. Все это вкупе обеспечивает действенную систему контроля и управления.

Ян Новиков рассказал, над какими задачами концерн работает в настоящее время

Генеральный директор концерна "Алмаз-Антей" Ян Новиков

Москва. 23 мая. сайт - Пятнадцать лет назад руководством страны было принято решение о создании концерна ВКО "Алмаз-Антей". Согласно указу президента РФ в его состав вошли 46 предприятий: НИИ, КБ, заводы финишной сборки и верхних уровней кооперации. Несколько из этих предприятий официально были на тот период банкротами и около двадцати находились в предбанкротном состоянии. После образования концерна ситуация начала кардинально меняться к лучшему. Сегодня концерн ВКО "Алмаз-Антей" лидирует среди российских компаний в мировом рейтинге крупнейших производителей оружия.

О том, как удалось добиться таких результатов, над какими задачами концерн работает в настоящее время, рассказал "Интерфаксу" генеральный директор концерна ВКО "Алмаз-Антей" Ян Новиков.

Ян Валентинович, что если бы разработчики и производители средств ПВО не объединились бы тогда в единую интегрированную структуру, а все осталось как есть?

Однозначно - у России не было бы компетенций в разработке и производстве комплексов противовоздушной обороны. Такими возможностями обладают буквально несколько стран в мире. Это сложнейшие системы. В производстве зенитных ракетных систем, допустим, дальнего действия С-300 или С-400 задействованы несколько сотен предприятий, большинство из которых имеют монопольные компетенции.

Многие стали забывать, что экономика России в начале 2000-х годов была в очень плачевном состоянии, в особенности военно-промышленный комплекс. Перед нами стояла задача даже не восстановить, а сохранить производство средств противовоздушной обороны страны. А для этого необходимо было провести серьезную реструктуризацию предприятий, сконцентрировать имеющиеся ресурсы и заделы на приоритетных проектах, довести их до серийного производства.

О каких проектах идет речь, сколько потребовалось времени, чтобы в полном объеме восстановить производство систем и комплексов ПВО?

Хотел бы отметить, что большие наработки оставались еще с советского периода. Была поставлена задача их завершить, точнее, сначала провести инвентаризацию возможностей и наработок.

После образования концерна были завершены ОКР и запущены в серийное производство зенитные ракетные комплексы "Тор-М2", "Бук-М2" и "Бук-М3", зенитные ракетные системы С-300В4 и ЗРС С-400.

Крупный контракт на поставку Китаю ЗРС "С-300" собирался из имевшихся заделов, а уже в рамках реализации вьетнамского контракта мы полностью восстановили производство данных систем. Это было в 2007-2008 гг.

Крылатые ракеты семейства "Калибр", применявшиеся для уничтожения объектов террористов в Сирии, - это разработка концерна?

Да, разработчик и производитель крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО – SS-N-27 "Sizzler") - ОКБ "Новатор", входящее в концерн ВКО "Алмаз-Антей". Ракеты в ходе боевого применения в Сирии зарекомендовали себя хорошо.

- Насколько конкурентоспособны российские разработки в области ПВО на мировой арене?

Наши ЗРК и ЗРС реально конкурентоспособны на мировом рынке. Это сложнейшие системы. Наши западные партнеры применяют ряд других технических решений.

Когда речь идет о системах ПВО дальнего действия, то для оценки их работы необходимо учитывать множество – порядка сотни – параметров. И повышение одного параметра часто достигается снижением другого. Важно найти соответствующий баланс. Только по совокупности параметров возможно сравнивать комплексы. Могу сказать, что по боевой эффективности российские разработки как минимум ни в чем не уступают западным.

Ни для кого не секрет, что сегодня существует угроза так называемого разоружающего удара с применением различных средств нападения, в том числе ударных беспилотных летательных аппаратов. Что мы можем этому противопоставить?

Крылатая ракета – это ведь по сути тоже БЛА. Однозначно можно сказать, что развитие военной техники идет в направлении беспилотного вооружения. Идет постоянное совершенствование ударной мощи средств нападения, увеличиваются дальности и точность нанесения удара, снижается себестоимость изделий.

В настоящее время наша система ВКО способна противостоять нынешнему уровню наступательного вооружения. Однако в условиях всё более набирающей обороты научно-технической революции, когда средства нападения не просто совершенствуются, а иногда и кардинально меняют картину военных угроз, необходимо постоянно идти в ногу с вызовами, а лучше – опережать их на шаг.

Например, с ростом дальности действия крылатых ракет противника и с появлением в недалеком будущем возможности наносить синхронизированный по времени удар по нашим жизненно важным объектам практически из любой точки земного шара, количество крылатых ракет в одном ударе будет ограничено только носителями с пусковыми установками, количество которых наши оппоненты постоянно наращивают. В таких условиях традиционные подходы ВКО будут недостаточно эффективны.

- И у вас есть решения, позволяющие защититься от массированного удара крылатыми ракетами?

У нас есть видение и варианты решения данной проблемы. Создан научно-технический центр концерна, функционирует подразделение перспективных разработок, которое и занимается этими вопросами.

Как продвигаются работы по созданию перспективных систем противовоздушной обороны, в частности, С-350 "Витязь" и С-500?

Сейчас концерн ведет работы по созданию ряда средств воздушно-космической обороны. В ближайшее время мы должны завершить государственные испытания трех новых зенитных управляемых ракет с активными головками самонаведения для оснащения систем С-350 "Витязь" и морских комплексов ПВО.

Идут испытания зенитной управляемой противоракеты для комплекса С-500, ведутся работы по созданию других новейших средств ПВО и ПРО.

В западных СМИ появилась информация о том, что ЗРС С-300В4 и С-400 не контролируют ситуацию в сирийском воздушном пространстве. Как вы можете это прокомментировать?

Мы предполагаем, что ведется кампания по дискредитации российских зенитных ракетных систем, развернутых в Сирии. Другого объяснения данным публикациям нет. Идет явное искажение существующих фактов: например, понятия "видеть" и "сбивать" - разные вещи. Кроме того, есть элементарные законы физики, которые необходимо учитывать в оценке эффективности таких систем. Специалисты не могут этого не понимать.

Учитывая, что российские ЗРС пользуются большой популярностью в мире, вполне возможно, что тиражирование недостоверной информации - это происки конкурентов, что еще раз подтверждает эффективность наших систем ПВО.

- Как идет работа над новой автоматизированной системой управления воздушным движением?

Система управления воздушным движением в особый период является в том числе и системой боевого управления. Поэтому в применяемых западных системах существует вероятность наличия различных "закладок", которые в нужное время могут вмешиваться в их корректную работу.

Для исключения такой вероятности президентом России была поставлена задача полностью освоить компетенции по управлению воздушным движением в стране, начиная от создания оборудования и заканчивая разработкой современных алгоритмов для контроля безопасности полетов. Реализация данных планов была поручена концерну ВКО "Алмаз – Антей".

На сегодняшний день задача нами полностью выполнена. Организовано 15 центров управления воздушным движением. Все они работают эффективно. Недавно, к проведению зимних Олимпийских игр 2014 года, построен комплекс в Сочи. Завершено строительство московского центра. Система соответствует всем требованиям для обеспечения безопасности, по некоторым возможностям она не имеет аналогов в мире.

Какие перспективные задачи стоят перед многотысячным коллективов концерна? Насколько уверенно вы смотрите в будущее?

На сегодняшний день в концерн входят 65 дочерних обществ, около 120 предприятий с контрольным пакетом акций. В общей сложности на предприятиях концерна трудятся 127 тысяч человек, из которых 67 тысяч -рабочие, 28 тысяч - инженерный состав, 17 тысяч - ученые и 15 тысяч - административно-управленческий персонал.

80 процентов рабочих на Кировском заводе концерна "Алмаз – Антей" имеют высшее образование. На предприятиях концерна работают 1067 кандидатов наук, больше 175 докторов наук, а средний возраст сотрудников - 45 лет, и имеется тенденция к омоложению. Среди молодежи нет потухших взглядов, характерных для 1990-х годов. Молодые люди видят свое будущее в стенах концерна. Ежегодно каждый пятый работник проходит повышение квалификации. У нас отличный кадровый потенциал.

Известно, что концерн в последние годы уделяет также большое внимание развитию производственного потенциала.

Да это действительно так. За последние пять лет с учетом финансирования в рамках федеральных целевых программ все собственные заработанные средства мы вкладывали в модернизацию производственного потенциала. Введены в эксплуатацию два новых завода, в Кирове и в Нижнем Новгороде. Президент России Владимир Путин во время посещения Нижегородского завода отметил, что Россия восстановила компетенции в создании сложнейших производств. Это очень непросто. В текущем году окончательно завершим масштабный проект по созданию Северо-Западного регионального центра концерна ВКО "Алмаз – Антей" в Санкт-Петербурге.

Это позволит консолидировать интеллектуальный, конструкторский и производственный потенциал всех организаций, входящих в интегрированную структуру концерна, и обеспечить последовательный и неразрывный процесс: от создания идеи до разработки перспективного опытного образца и выпуска готового конкурентоспособного изделия специального или гражданского назначения.

Ясно одно – сегодня в условиях нестабильного мира концерн ВКО вносит существенный вклад в обеспечение обороноспособности нашей страны.

В Московском центре автоматизированного управления воздушным движением произошел громкий скандал. Выяснилось, что запуск нового центра управления полетами провален, так как государственный концерн «Алмаз-Антей » не может поставить оборудование. Эта структура - единственный поставщик по ФЦП «Модернизация единой системы организации воздушного движения в 2009–2020 гг.». Бюджет программы - почти 91 млрд рублей.


Глава «Алмаз-Антея» Ян Новиков

Член совета директоров «Алма-Антея» Юрий Слюсарь начинал как музыкальный продюсер, а потом получал деньги на заводе «Росвертол», который по случайному стечению обстоятельств возглавлял его отец Борис Слюсарь, а курировал Сергей Чемезов. Правда, в вертолётах и авиации вообще Юрий Слюсарь по-прежнему разбирается куда хуже, чем в своих поп-сборниках «Горячая двадцатка» и «Новая игрушка», но Чемезову нужен не специалист, а марионетка, которая без вопросов будет ставить подпись под нужными финансовыми документами. Президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян иногда проявлял строптивость, и потому был заменён Слюсарем-младшим.



Юрий Слюсарь


Не менее надёжным исполнителем воли Чемезова является другой член совета директоров «Алмаз-Антея» Владимир Артяков. Его глава «Ростеха» продвигает уже не первое десятилетие - их гигантские поместья построены рядом в элитном посёлке Акулинино, квартиры находятся в одном и том же доме миллионеров на Поварской улице.

В бизнес старых друзей вовлечены и члены их семей: сыновья Чемезова и Артякова приобрели курортный комплекс «Меридиан» в Геленджике, а когда супруга главы «Ростеха» Екатерина Игнатова решила построить завод по изготовлению коробок передач, возглавляемый Артяковым «Автоваз» заключил с ней контракт на 300 млн.рублей. Это произошло тогда, когда у предприятия бизнесвумен Игнатовой не было вообще ничего, кроме стен.

Офшорно-бандитские вертолеты

Неудачи «Алмаз-Антея» легко понять, если иметь ввиду, что как и с кем Сергей Чемезов предпочитает вести оборонные дела России.

Чего ждать от человека, который ещё на заре своей карьеры прославился тем, что устроил разборку с «казанской» ОПГ за $100 тысяч, вырученных от поставок через петербургский порт «ножек Буша»? Поскольку главным поставщиком куриных окорочков был созданный подопечными покойного основателя «солнцевской» ОПГ Вячеслава Иванькова («Япончика») холдинг «Союзконтракт», деньги удалось отбить, после чего позиции Чемезова в бандитском мире существенно окрепли.

Тогда же другом и деловым партнёром будущего главного оружейника России стал осуждённый на 11 лет за мошенничество, вымогательство и торговлю боеприпасами Виктор Петрик . Уже после освобождения этот лжеученый вместе рядом местным ОПГ, работавших совместно с «солнцевскими», фигурировал в уголовном деле о контрабанде осмия через российско-финскую границу.

Если судить с государственной точки зрения, сами по себе криминальные связи, как ни парадоксально, криминалом не являются. У истоков морского могущества Великобритании стояли пираты, но это было простительно, поскольку они грабили врагов своей страны. Зато бизнес Чемезова, Петрика, Артякова и их партнёров, как имеющих непосредственное отношение к преступному миру, так и официально чистых перед законом, развёрнут в совершенно противоположном направлении. Этот клан опустошает исключительно отечественный бюджет.


Виктор Петрик

Документ министерства обороны США от 11 сентября 2014 года за номером W58RGZ09D0130DO192 содержит чрезвычайно важные сведения о модернизации российских вертолётов Ми-17В5, заказанных Пентагоном для ведения боевых действий в Афганистане. Оказывается, «всеми техническими данными, необходимыми для выполнения модификации, включая исключительные права на единственный сервисный бюллетень (SB) по процедурам модификации вертолета, одобренный Московским вертолетным заводом имени М.Л.Миля», владеет иностранный офшор. С ведома госкорпорации «Ростех», а также лично Сергея Чемезова, вся техническая информация перешла в собственность фирмы Airfreigt Aviation Ltd, зарегистрированной на почтовый ящик 8231 аэропорта Шарджа Объединённых Арабских Эмиратов.

Офшор был создан двумя бывшими военными - Сергеем Крапивцевым и Олегом Фидельским, а после смерти Крапивцева оказался под полным контролем его выжившего партнёра. Российская собственность выводилась в офшор по указанию «Ростеха», подведомственной госкорпорации компнаии «Оборонпром» и дочерней структуры «Оборонпрома» - ОАО «Вертолёты России ». Это делалось для того, чтобы вести поставки вертолетов вооружённым силам США и армии оккупированного американцами Ирака с последующим разделом доходов между офшорными бенефициарами расхищения российского ВПК.

Сначала на 22 вертолёта навешивалась броня, устанавливались системы запуска тепловых ловушек для зенитных ракет и монтировались держатели для размещения вооружения. Затем согласно контракту № 784-07511318/07/Р-0084 машины закупались как гражданские летательные аппараты на Улан-Удэнской авиационном заводе. Затем они же по контракту № W900KK-08-0011 продавались ARINC Ingineering - дочерней фирме американской финансовой корпорации Carlyle Group, и уже ARINC Ingineering в соответствии с условиями контракта № W900KK-08-C-011 поставляла вертолеты в Ирак, как военные. По такой же коррупционной схеме США получили 27 Ми-17, выпущенных Казанским вертолётным заводом.

Перед нами давно известный способ криминального бизнеса, сформулированный покойным Борисом Березовским, как «приватизация прибыли, национализация убытков». Именно так директора советских заводов с 1980-х годов создавали посреднические кооперативы, через которые воровали доходы материнских предприятий.

Поскольку нынешний хозяин главного кабинета Кремля меньше всего напоминает благодушного президента СССР Михаила Горбачёва, то, несмотря на высокую доходность, Airfreigt Aviation в последние годы пришлось исключить из схемы продажи. Но Сергей Чемезов не собирался отказываться от совместно бизнеса с арабским офшором. Поэтому офшор было решено перевести на освоение американской оплаты ремонта и обслуживания Ми-17 в Ираке и Афганистане. Благо, количество отечественной техники там постоянно росло - к 2013 году было поставлено уже 138 машин из 150 заказанных.

Весной 2013 года Игорь Фидельский попытался получить от возглавляемого председателем совета директоров Чемезовым и членом его ближайшего окружения Анатолием Исайкиным «Рособоронэкспорта» «Свидетельство ремонтной организации по типам авиационной техники военного назначения». Чтобы учесть интересы старшего партнёра, он даже предложил создать для ремонта иракских и американских вертолётов совместное предприятие с «Рособоронэкспортом» и «Вертолётами России».

Кикалишвили - друг Чемезова

В сентябре 2013 года Чемезов смог протащить на должность генерального директора «Вертолётов России» одного из своих близких друзей - замгенерального директора «Рособоронэкспорта» Александра Михеева. Тут и пригодилось учрежденное Airfreigt Aviation Ltd и «Вертолётами России» совместное предприятие International RotorCraft Services, официально призванное заниматься «техническим и сервисным обслуживанием гражданских вертолетов российского производства на Ближнем и Среднем Востоке, в том числе в Ираке и Афганистане». Поскольку как раз в этот период США отказались от услуг активно сотрудничавшей с «Ростехом» фирмы «Авиабалтика», учреждённая Игорем Фидельским отмывочная позволяла без проблем её заменить. Разумеется, с учётом интересов генерального директора «Авиабалтики» Юрия Борисова, трудоустроенного Чемезовым в «Вертолёты России» заместителем Михеева по сервису.

Борисов сделал очень неплохую карьеру для жителя Литвы, вынужденного со скандалом убраться с её территории, после того как литовский Департамент Государственной безопасности уличил «Авиабалтику» в поставках деталей для вертолётов Ми-17 и Ми-24 исламским фундаменталистам Судана, в 1992-1996 гг. разместивших у себя основную базу «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена. Тогда же выяснилось, что литовские документы и возможность действовать на территории страны Юрий Борисов получил после того, как выделил около $400 тыс. на избрание президентом Литвы Роландаса Паксаса . Причем Борисов платил не из своих денег - средства передал его московский покровитель Анзори Аксентьев-Кикалишвили (на фото) , считающийся прессой одним из лидеров «солнцевской» ОПГ. Помимо прочего, Кикалишвили купил в Литве на имя матери, гражданской жены и дочери (у двух последних - литовское гражданство) 4 элитные квартиры в Вильнюсе и столько же земельных участков.

Скандал завершился импичментом Паксаса, вынужденного покинуть пост президента через 13 месяцев после избрания. Но в России карьера «солнцевского» бухгалтера Борисова, наоборот, пошла в гору.

Неужели Чемезов не знает, кого назначил? Прекрасно знает. Просто дружба Борисова с Кикалишвили и некоторыми другими авторитетными партнёрами «Япончика» при приеме на работу для главы «Ростеха» является не минусом, а жирным биографическим плюсом. Ведь сотрудничество самого Чемезова с приятелями из 1990-х продолжается до сих пор. В ЗАО «Русские промышленные нанотехнологии» 74,99% акций принадлежит мошеннику и вымогателю Петрику, а 25,01% через ООО «Интербизнесгрупп» контролирует сын главы «Ростеха» Станислав Чемезов. Кстати, это далеко не единственный родственник главы «Ростеха», делающий бизнес на государственный ресурсах Чемезова-старшего - есть еще жена и второй сын.

Самое опасное здесь состоит в том, что все эти нехитрые тайны, включая номера семейных иностранных счетов Чемезовых, имена конечных хозяев трастовых схем, детали конфиденциальных переговоров, материалы наружного наблюдения и слежки в телекоммуникационных сетях - давно не секрет для разведывательного сообщества США. Агенты профильных ведомств этой страны допрашивали Иванькова, литовских подельников Борисова, и ряд «солнцевских» бизнесменов, ставших личными друзьями Чемезова, долгие годы вели агентурно-оперативную разработку этого сообщества.

Используя собранное досье, спецслужбы США в один прекрасный день могут сделать и Борисову, и самому Чемезову, и его родственникам, и членам его ближайшего окружения чрезвычайно интересные предложения. Например, по сдаче российских государственных тайн, содействию электронному шпионажу через отечественные системы связи, лоббированию выгодных США военно-политических решений.

А, может быть, такое предложение кому-то уже давно сделано?