Вопросы

Что такое обсе и чем занимается эта организация? Что такое обсе? обсе и права человека, обсе и неправительственные организации Создание обсе.

История становления. ОБСЕ сложилась в ходе политического процесса, имевшего целью формирование системы европейской безопасности, начатого в 1970-х гг. На всем протяжении своей длительной истории Европа была ареной военного противоборства расположенных в ней государств. Достижение общеевропейских договоренностей по вопросам развития сотрудничества между всеми государствами региона и создание системы общеевропейской безопасности стало возможным благодаря улучшению отношений между Востоком и Западом, получившему название «политика разрядки международной напряженности».

По инициативе ОВД, нашедшей понимание у других европейских стран, а также поддержку США и Канады, было решено провести общеевропейскую конференцию в целях окончательной стабилизации территориальных изменений, произошедших в результате Второй мировой войны. Состоялись три подготовительные встречи: в Хельсинки (3-7 июля 1973 г.) - на уровне министров иностранных дел, в Женеве (18 сентября 1973 г. - 21 июля 1975 г.) - с участием делегаций государств-участников и в Хельсинки (30 июля - 1 августа 1975 г.), которая завершилась подписанием главами государств или правительств участвовавших в ней государств Заключительного акта; последняя, третья встреча получила наименование Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Совещание стало самым представительным в истории Европы после Второй мировой войны и имело огромное международное значение. Спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны европейские государства смогли подвести ее политические итоги и заложить фундамент для будущего сотрудничества.

На протяжении последующих 15 лет в рамках хельсинкского процесса общеевропейского сотрудничества проходили различные встречи и переговоры, направленные на реализацию хельсинкских договоренностей. Окончание холодной войны ознаменовалось усилиями по институционализации хельсинкского процесса, завершившимися созданием ОБСЕ.

По своей природе хельсинкский процесс имел политический характер, конференциальная форма организации межгосударственного взаимодействия отвечала достигнутому на тот период уровню отношений между европейскими государствами. Первоначально инициаторы и все участники процесса не ставили задачу создания общеевропейской ММ ПО, что определялось целым рядом военно-политических и иных факторов, определяющих политику заинтересованных государств. После проведения встречи на высшем уровне в Будапеште в 1994 г. общеевропейский политический процесс стал постепенно наполняться юридическим содержанием, свидетельствующим о преобразовании СБСЕ в ММПО.

Основные принципы и цели хельсинкского процесса, природа его учредительного акта. Принятие Заключительного акта СБСЕ преследовало несколько важнейших политических целей, наиболее значительной из которых было окончательное урегулирование всех спорных вопросов политических отношений между европейскими государствами, оставшихся после Второй мировой войны. Особая роль в этом отводилась закреплению международно-правовых основ безопасности и сотрудничества европейских государств, что было сделано в Декларации принципов Хельсинкского акта. Декларация подтвердила важнейшие основополагающие принципы международного права.

В научной литературе отмечается сложный характер Заключительного акта СБСЕ. Его структура свидетельствует о стремлении урегулировать широкий круг взаимоотношений подписавших его государств. Он состоит из преамбулы и пяти разделов, включающих, помимо декларации принципов, регулирующих взаимные отношения государств-участников, комплекс договоренностей, касающихся обеспечения безопасности, разоружения и укрепления мер доверия в Европе, мер по развитию экономического, научно-технического сотрудничества и сотрудничества в экологической и гуманитарных сферах, а также ряд иных тем.

Вопрос о юридическом значении Заключительного акта остается дискуссионным. Некоторые юристы предлагали рассматривать его в качестве международного соглашения, но одновременно не признавали в нем международный договор в том смысле, который придается ему Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Как следствие, они отрицали юридический характер обязательств, вытекающих из акта, признавая за ними лишь моральное или политическое значение. Близкую позицию занимали сторонники признания Хельсинкского акта источником «мягкого права».

Другие специалисты рассматривали Заключительный акт и Парижскую хартию для новой Европы в качестве договоров sui generis. К ним примыкали те, кто, не отрицая политический характер обязательств, содержащихся в акте, подчеркивал уникальный характер этого документа, влияние которого на европейское развитие во много раз превысило значение большинства юридически обязательных договоров.

Вопрос о юридическом характере Заключительного акта не должен затенять его действительно уникальный характер и большое политическое значение как для Европы, так и для международного мира и безопасности в целом. Что же касается определения его юридической формы, то есть основания утверждать: государства-участники сознательно стремились не облекать его в форму международного договора. Так, согласно Заключительному акту он не подлежит регистрации на основании ст. 102 Устава ООН, предусмотренной для международных договоров. Видимо это не случайно, потому что политические обязательства по Заключительному акту пересекаются с компетенцией ООН в вопросе поддержания международного мира и безопасности. В преамбуле Заключительного акта конкретные предложения основной части именуются рекомендациями. Все это позволяет утверждать, что Заключительный акт не является международным договором в общепринятом смысле.

Правовой статус, организационная структура и участие в ОБСЕ. Долгое время СБСЕ представляло собой цикл общеевропейских конференций и встреч, которые нельзя было отнести к какому-либо определенному типу международной организации. Начиная с 1990-х гг. постепенно развивается процесс институционализации СБСЕ и преобразования его в ОБСЕ, который возможно приведет в будущем к формированию международной региональной организации.

Международно-правовую основу деятельности ОБСЕ составляет ряд документов, однако единого уставного (учредительного) акта ОБСЕ до сих пор нет. К уставным документам ОБСЕ можно отнести Заключительный акт 1975 г. и Парижскую хартию для новой Европы

  • 1990 г., провозгласившую ОБСЕ региональным органом в смысле гл. VIII Устава ООН. В Хартии определены рамки институтов и структур, в дальнейшем уточнявшиеся на встречах Совета в Берлине в
  • 1991 г., Праге в 1992 г., Стокгольме в 1992 г., Риме в 1993 г., в Хельсинкской декларации 1992 г., Будапештском документе «К подлинному партнерству в новую эру» 1994 г.

С момента подписания Заключительного акта 1975 г. количество членов организации выросло с 35 до 57. Кроме того, с ОБСЕ сотрудничают так называемые ассоциированные государства Средиземноморья: Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Марокко, Тунис, а также иные страны, такие как Япония, Республика Корея, Таиланд, Афганистан и Монголия.

В структуре ОБСЕ можно выделить несколько видов органов: основные органы (совещания на высшем уровне, Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по безопасности и сотрудничеству); функциональные органы (Председатель ОБСЕ, тройка, Парламентская ассамблея и т. д.); примыкающие к ОБСЕ органы (Суд по примирению и арбитражу, Совместная консультативная группа и Консультативная комиссия по открытому небу).

Основные органы характеризуются следующим образом.

Совещание глав государств и правительств - высший политический орган ОБСЕ (заседания проводятся по крайней мере один раз каждые два года) - обсуждает наиболее важные общеевропейские проблемы, принимает решения, определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности организации.

Совет министров иностранных дел - центральный исполнительный и распорядительный орган - проводит заседания регулярно не менее одного раза в год как центральный форум по политическим консультациям и оценке всех вопросов деятельности ОБСЕ, а также по принятию по ним решений. Он принимает все необходимые меры для выполнения всех решений Совещаний глав государств и правительств и для изучения любых подходящих мер для укрепления безопасности и сотрудничества в Европе.

Государства-участники могут созывать заседания министров, отвечающих за иные вопросы, в форме отраслевых Советов.

Постоянный комитет ОБСЕ состоит из представителей государств- членов, еженедельные заседания Комитета проводятся в Вене в целях политических консультаций и выработки политических решений.

Форум по безопасности и сотрудничеству проводит еженедельные встречи в Вене для обсуждения и принятия решений по вопросам, касающимся военных аспектов безопасности в зоне деятельности ОБСЕ, в частности мер доверия и безопасности.

Функциональные органы ОБСЕ:

  • 1) высшее должностное лицо - Председатель ОБСЕ. Им является министр иностранных дел страны, принимавшей последнее заседание Совета;
  • 2) Верховный комиссар по делам национальных меньшинств;
  • 3) Бюро по демократическим институтам и правам человека;
  • 4) представитель ОБСЕ по свободе средств массовой информации;
  • 5) Парламентская ассамблея, созданная в целях развития межпарламентского диалога, который является важным аспектом усилий по развитию демократии в зоне действия ОБСЕ;
  • 6) Секретариат ОБСЕ - расположен в Вене, содействие в его работе оказывает Бюро, находящееся в Праге. Секретариат занимается административным обслуживанием Совета и Комитета, ведет архив документации ОБСЕ. В 2000 г. Секретариат был реорганизован, сейчас он состоит из трех департаментов: Центра по предотвращению конфликтов (ЦПК), включающего отдел по внешним операциям, а также команды экспертов по оказанию помощи и оперативного сотрудничества, департамента по человеческим ресурсам и департамента по управлению и финансам. На основе Парижской хартии также сформировано Бюро по свободным выборам - для содействия контактам и обмену информацией о выборах в государствах-участниках.

Основные направления деятельности ОБСЕ:

  • 1) военно-политические вопросы, включая европейскую безопасность и разоружение, мирное урегулирование споров между европейскими государствами;
  • 2) развитие экономического сотрудничества и сотрудничества в вопросах окружающей среды;
  • 3) действия в сфере человеческого измерения.

Деятельность ОБСЕ по военно-политическим вопросам в целом

способствовала укреплению международно-правовых основ безопасности в Европе. Важнейшим достижением в этой сфере является становление международно-правового режима мирного урегулирования споров в рамках ОБСЕ на основе Положения, касающегося Комиссии по примирению ОБСЕ, Конвенции о примирении и арбитраже в рамках ОБСЕ и Положения о предписанном примирении.

Следующим важным элементом европейской безопасности является формирование системы мер доверия и безопасности, а также ограничения обычных вооружений (подробнее о данном направлении деятельности ОБСЕ см. гл. 24 настоящего учебника).

Цели раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления поручаются операциям по поддержанию мира и миссиям ОБСЕ, мандат которых может включать осуществление широкого круга задач: от посреднических функций при разрешении международных споров до постконфликтного восстановления инфраструктуры принимающего государства.

Вопросы экономического сотрудничества в рамках ОБСЕ с самого начала были неразрывно связаны с проблемами обеспечения защиты окружающей среды. Основные принципы и направления экономического и природоохранного сотрудничества, получившие первоначальное закрепление в Хельсинкском заключительном акте 1975 г., в последующем получили развитие в деятельности ОБСЕ. В частности, была выражена приверженность государств-участников принципам рыночной экономики, предлагалось сосредоточить усилия на оказании всемерной поддержки странам, находящимся на переходном этапе их деятельности по созданию основ цивилизованной рыночной экономики и интегрированию в мировую хозяйственную систему.

Важное направление деятельности ОБСЕ - сотрудничество по человеческому измерению - важный компонент всеобъемлющего подхода к европейской безопасности. В рамках СБСЕ было проведено три конференции по человеческому измерению: Парижская в 1989 г., Копенгагенская в 1990 г. и Московская в 1991 г.

Для развития сотрудничества по правам человека был учрежден институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств. В 1997 г. создан пост Специального представителя ОБСЕ по свободе средств информации, который наблюдает за развитием СМИ во всех государствах - участниках ОБСЕ.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) функционирует с 1 января 1995 г.

Целями ОБСЕ являются:

  1. содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению длительного мира;
  2. поддержка разрядки международной напряженности;
  3. признание неделимости европейской безопасности, а также взаимной заинтересованности в развитии сотрудничества между государствами-членами;
  4. признание тесной взаимосвязанности мира и безопасности в Европе и во всем мире;
  5. вклад в соблюдение прав человека , экономический и социальный прогресс и благосостояние всех народов.

Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств . Каждые два года оно собирается на сессию. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинкский акт 1975 г. и Парижскую хартию 1990 г. Парламентская ассамблея обсуждает вопросы, поднятые на встречах Совета министров и на встречах на высшем уровне государств-членов ОБСЕ; разрабатывает и содействует осуществлению механизмов по предупреждению и разрешению конфликтов; оказывает поддержку укреплению и консолидации демократических институтов в государствах – участниках ОБСЕ.

Органами ОБСЕ являются Совет, Комитет старших должностных лиц, секретариат, центр по предотвращению конфликтов и др. Совет, состоящий из министров иностранных дел государств-участников, является центральным форумом для проведения регулярных консультаций в рамках процесса ОБСЕ, Совет рассматривает вопросы, имеющие отношение к ОБСЕ, и принимает соответствующие решения. Он занимается подготовкой встреч глав государств и правительств государств-участников и выполняет определенные на этих встречах задачи и принятые на них решения, проводит свои заседания регулярно, не реже одного раза в год.

Комитет старших должностных лиц подготавливает заседания Совета, выполняет его решения, проводит обзор текущих проблем и рассматривает вопросы будущей работы ОБСЕ, в том числе вопросы его отношений с другими международными форумами. Заседания Комитета проводятся в месте расположения Секретариата в г. Праге.

Секретариат ОБСЕ обеспечивает административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц. Он ведет архив с документацией ОБСЕ и распространяет документы по просьбе государств-участников. Секретариат состоит из четырех департаментов и административно-технического персонала. Генеральный секретарь назначается Советом министров на 3 года.

Центр по предотвращению конфликтов оказывает Совету содействие в деле уменьшения опасности возникновения конфликтов. Система мирного урегулирования ОБСЕ складывается из следующих четырех элементов: механизма ОБСЕ по урегулированию споров (принят в Валлетте в 1991 г.), Конвенции по примирению и арбитражу (принята в Стокгольме в 1992 г.), Комиссии ОБСЕ по примирению (положение принято в Стокгольме в 1992 г.) и Положения о директивном примирении (принято в Стокгольме в 1992 г.). Членами ОБСЕ являются 53 государства, в том числе Россия.

Что такое ОБСЕ? История данной организации такова. В 1973-м прошло международное совещание, на котором обсуждались вопросы сотрудничества и безопасности в Европе (СБСЕ). Участие принимали 33 государства. Оно окончилось подписанием главами стран и правительств в Хельсинки акта, который стал долгосрочной программой действий по строительству единой мирной, демократической и процветающей Европы. Организация является ключевой для Европейского сообщества. Она имеет широкие полномочия для разрешения различных конфликтов, мониторинга соблюдения прав человека в отдельно взятых странах, контроля

Эволюция организации

Что такое ОБСЕ? Согласно Хельсинкским заключительным договоренностям к основным направлениям деятельности организации относятся следующие вопросы, касающиеся европейской безопасности: сотрудничество в сферах науки, экономики, технологий, окружающей среды, в гуманитарной и других областях (права человека, информация, культура, образование). В этом и заключается миссия ОБСЕ. Важными вехами развития стали заседания государств-участников в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.).

Большое значение приобрели встречи государств-участников ОБСЕ на высшем уровне в Париже (1990-й), Хельсинки (1992-й), Будапеште (1994-й), Лиссабоне (1996-й) и Стамбуле (1999-й). В результате постепенной институционализации и принятия решений о создании должности Генерального секретаря (1993-й) и Постоянного Совета СБСЕ приобрела черты международной региональной организации. В соответствии с решением Будапештского саммита в 1995-м СБСЕ изменила свое название на ОБСЕ. Расшифровка аббревиатуры:

В 1996-м на Лиссабонской встрече глав стран-участниц были приняты весьма важные решения и документы. Во-первых, была определена концепция европейской безопасности в 21-м столетии. В ней шла речь о необходимости обустройства новой Европы без границ и разделительных линий. По сути, этот документ являлся основой для создания Европейского союза. Во-вторых, был обновлен ДОВСЕ (договор об обычных вооружениях).

Что такое ОБСЕ? Сегодня участниками организации являются 56 стран, включая все европейские, постсоветские, Канаду, США и Монголию. Такой состав ОБСЕ позволяет организации решать многие вопросы на мировом уровне. Её мандат охватывает огромный перечень вопросов военно-политической, экологической, экономической и научной сфер. Задачами организации являются: противодействие терроризму, контроль вооружений, экологическая и экономическая безопасность, защита демократии и прав человека, а также многие другие. Страны, входящие в ОБСЕ, имеют равный статус. Решения принимаются на базе консенсуса. Существуют различные институты ОБСЕ. Что это такое, мы разберемся ниже.

Цели

Организация в первую очередь направляет свои усилия на предотвращение различных региональных конфликтов, урегулирование спорных и кризисных ситуаций, устранение последствий войн и т. п. Основными средствами поддержания безопасности и решения достижения главных целей организации являются три категории инструментов. К первой относятся:

  • контроль распространения вооружений;
  • мероприятия по выстраиванию доверительных отношений и способствование безопасности;
  • меры по дипломатическому предотвращению различных конфликтов.
  • мероприятия по защите прав человека;
  • мониторинг выборов в различных странах;
  • способствование развитию демократических институтов.

Следует понимать, что решения ОБСЕ являются рекомендательными и не носят обязательный характер. Однако они имеют огромное политическое значение. В штате организации находится 370 персон на руководящих постах и ещё 3,5 тысячи трудятся в полевых миссиях.

Саммит

Саммитами называются встречи представителей стран-участниц на высшем уровне. Они являются представительными форумами с участием глав государств и правительств, которые проводятся, как правило, раз в два-три года для обсуждения положения дел в области обеспечения безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ, принятия соответствующих решений, определения главных направлений деятельности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В заседаниях Совмина принимают участие министры иностранных дел государств, входящих в состав организации. Он является центральным директивным и руководящим органом ОБСЕ. Постоянный совет - это действующий орган, в рамках которого на уровне постоянных представителей государств-участников проводятся политические консультации, принимаются решения по всем вопросам текущей деятельности ОБСЕ. Пленарные заседания ПС проходят каждый четверг в Вене.

Парламентская ассамблея

Организация ОБСЕ имеет свою Парламентскую ассамблею. Пленарные заседания проводятся дважды в год при поддержке Секретариата ПА, расположенном в Копенгагене. Председатель ОБСЕ поддерживает контакт с ПА на постоянной основе, информирует ее участников о работе организации. Председатель ПА избирается сроком на один год.

Секретариат

Секретариат ОБСЕ, работой которого руководит Генеральный секретарь, осуществляет управление работой миссий и центров организации, развернутых в государствах-участниках, обслуживает деятельность других руководящих органов, обеспечивает проведение различных конференций, занимается административно-бюджетными вопросами, кадровой политикой, отвечает за связь с международными организациями, прессой и т. д. Секретариат расположен в Вене (Австрия), со вспомогательным офисом в Праге (Чехия). Для повышения уровня эффективности работы Секретариата и других институтов организации в экономической и экологической плоскостях с января 1998 года введена должность Координатора деятельности ОБСЕ в сферах экономики и окружающей среды.

Действующий председатель

Что такое ОБСЕ? Лицом данной организации и главной политической фигурой является Действующий председатель. Он отвечает за координацию и консультации по вопросам текущей В своей работе Действующий председатель опирается на помощь:

  • Предшественника и преемника, которые действуют совместно с ним в формате тройки.
  • Специальных групп, которые он же и назначает.
  • Личных представителей, которые также назначаются Действующим председателем, с предоставлением конкретного мандата и определением перечня задач в различных сферах компетенции ОБСЕ.

Бюро демократических институтов и прав человека (сокращенно БДИПЧ)

Данная структура способствует проведению демократических выборов в государствах-участниках (включая направление наблюдательных миссий), а также оказывает практическую помощь в утверждении демократических институтов и прав человека, укреплении основ гражданского общества и верховенства права. Офис БДИПЧ находится в Варшаве.

Верховный комиссар по вопросам нацменьшинств (ВКНМ)

Данное несет ответственность за раннее предупреждение конфликтов, связанных с проблемами национальных меньшинств. Секретариат ВКНМ находится в Гааге.

Представитель по вопросам свободы СМИ

Это должностное лицо способствует выполнению странами-участниками своих обязательств в сфере средств массовой информации. Должность представителя по СМИ является критически важной для обеспечения нормального функционирования открытого демократичного общества, а также системы подотчетности правительств своим гражданам. Этот институт ОБСЕ был создан в конце 1997 года.

Миссии ОБСЕ

Миссии функционируют как своего рода "полевые" структуры ОБСЕ. В Юго-Восточной Европе они присутствуют в Албании: миссия ОБСЕ в Боснии и Герцеговине, Македонии, Хорватии, Сербии, Косово (Сербия). В Восточной Европе: офис в Минске, миссия в Молдове, координатор проектов в Украине. На Южном Кавказе: миссия ОБСЕ в Грузии, офисы в Ереване и Баку, представитель Действующего председателя по конфликту Нагорном Карабахе. В Центральной Азии: миссия в Таджикистане, центры ОБСЕ в Алматы, Ашхабаде, Бишкеке, Ташкенте. Эти институты являются важными инструментами в делах по предотвращению конфликтов и урегулированию кризисов на местах. Наблюдатели ОБСЕ выполняют свои функции во многих горячих точках и конфликтных регионах.

Экономический и экологический форум

Это ежегодные мероприятия, которые проводятся с целью придания импульса экономикам государств-участников. На них также происходит внесение предложений относительно практических мер, направленных на развитие экономического сотрудничества между странами.

Форум по сотрудничеству в области безопасности

Данный орган осуществляет свою работу на постоянной основе в Вене. Он состоит из представителей делегаций государств-участников ОБСЕ, занимается обсуждением вопросов контроля над вооружениями, разоружением, укреплением мер доверия и безопасности.

ОБСЕ это - аббревиатура, расшифровка которой звучит так: «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе» (англ. Organization for Security and Co-operation in Europe).
Создана в Хельсинки 1 августа 1975 года главами 35 государств Европы, США и Канады подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, так называемые Хельсинкские соглашения.

В Акте страны-подписанты договорились

  • О нерушимости границ, сложившихся в Европе по итогу Второй мировой войны
  • О мирном урегулировании спорных вопросов, уведомлении друг друга о военных учениях и крупных передвижениях войск
  • О сотрудничестве в экономике, в науке, в области охраны окружающей среды
  • О соблюдении всеми государствами основных прав и свобод человека

ОБСЕ призвана следить за выполнением этих обязательств,

то есть
- Контролировать распространение вооруженных сил и вооружений
- Предпринимать усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов
- Защищать права человека
- Следить за демократичностью выборного процесса
- Надзирать за экологической и экономической безопасностью на континенте

Её основными институтами являются

  • Постоянный совет под руководством действующего председателя, выбираеиого на год. Совет
  • еженедельно собирается в Вене.
  • Форум по сотрудничеству в области безопасности, еженедельно собирается в Вене.
  • Управление по делам национальных меньшинств во главе с Верховным комиссаром. Располагается в Гааге
  • Бюро по демократическим институтам и правам человека. Находится в Варшаве.
  • Парламентская ассамблея ОБСЕ. Собирается на очередную сессию один раз в год в первой декаде июля.
  • Периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ (саммит).
  • Ежегодный совет министров иностранных дел

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются английский, испанский, итальянский, немецкий, русский, французский

В последние годы, однако, авторитет ОБСЕ упал. Организация не смогла предотвратить ни одного вооруженного конфликта в Европе, начиная с Балканских войн, заканчивая Украиной. Существуют острые разногласия между ОБСЕ и Россией, которая обвиняет Организацию в «обслуживания интересов отдельных государств и группировок», «двойных стандартах» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». В свою очередь В 2012 году Парламентская ассамблея ОБСЕ приняла резолюцию «Законность в России: дело Сергея Магницкого», а в 2014 году заявила, что РФ нарушила хельсинкские принципы в рамках своих отношений с Украиной, ОБСЕ отказалась прислать своих уполномоченных на

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является крупнейшей региональной организацией, в состав которой входят 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Мандат ОБСЕ охватывает широкий круг вопросов в рамках военно-политического, экономико-экологического и человеческого измерений. Решения в ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, все государства-участники имеют одинаковый статус.

Всеобъемлющий подход ОБСЕ к вопросам безопасности и широкий состав участников делают Организацию важным и уникальным международным форумом для политического диалога.

С 30 января 1992 г Республика Беларусь является полноправным членом ОБСЕ. С 1992 года в г.Вене (Австрия) действует .

Для Беларуси участие в ОБСЕ имеет принципиальное значение: ОБСЕ является важной площадкой для доведения позиции и инструментом продвижения внешнеполитических инициатив нашей страны, развития диалога с ключевыми европейскими структурами и США, привлечения международного экспертного содействия.

Беларусь принимает активное участие в процессе выработки и принятия решений и документов ОБСЕ. Участие Беларуси в деятельности Организации осуществляется через работу в рамках Постоянного совета (ПС) ОБСЕ, Форума по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ), Совместной консультативной группы (СКК) и Консультативной комиссии по открытому небу (ККОН), а также через практическую реализацию принципов и механизмов, заложенных в основополагающих документах ОБСЕ.

Белорусские представители работают в Секретариате, институтах и полевых миссиях ОБСЕ, включая Специальную мониторинговую миссию (СММ) в Украине. С июля 2016 года представитель Беларуси Н.Дрозд возглавляет Офис ОБСЕ в Ашхабаде.

Делегация Национального собрания Республики Беларусь принимает участие в работе Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ. По инициативе Беларуси в 2011-2014 гг. принят ряд резолюций ПА ОБСЕ по тематике борьбы с торговлей людьми, новым и возобновляемым источником энергии, «зеленой» экономике, защите и продвижению социально-экономических прав в регионе ОБСЕ.

26-я ежегодная сессия ПА ОБСЕ впервые прошла в г.Минске с 5 по

9 июля 2017 г. В рамках официального открытия Ассамблеи состоялись встречи Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с Председателем ПА ОБСЕ К.Муттонен и Действующим председателем ОБСЕ, Федеральным министром по вопросам Европы, интеграции и иностранных дел Австрии С.Курцем.

Практически единогласное одобрение ПА ОБСЕ получила инициированная белорусской делегацией резолюция на тему «Разработка современных и эффективных законодательных, нормативных, административных мер реагирования на появление новых психоактивных веществ».

Республикой Беларусь осуществляется прагматичное и конструктивное взаимодействие с институтами ОБСЕ - Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Представителем по вопросам свободы СМИ, а также Секретариатом ОБСЕ, включая Координатора экономической и экологической деятельности и Спецпредставителя/Координатора ОБСЕ по вопросам борьбы с торговлей людьми.

В 1998-2002 годах в Беларуси действовала Консультативно-наблюдательная группа (КНГ) ОБСЕ, в 2003-2010 годах - Офис ОБСЕ в г.Минске (ООМ). По линии данных структур в Беларуси был реализован ряд значимых проектов международной технической помощи.

В настоящее время развивается прямое сотрудничество Беларуси с Секретариатом и институтами ОБСЕ по реализации совместных проектов.

C 2007 года в Республике Беларусь осуществляется реализация масштабного проекта ОБСЕ-ПРООН «Наращивание потенциала в области управления запасами легкого и стрелкового оружия (ЛСО) и обеспечение их безопасного хранения». Данный проект предусматривает укрепление безопасности хранения ЛСО и совершенствование управления запасами данного вида вооружений на 15 объектах Министерства обороны Беларуси.

В 2012-2014 годах имплементирован первый пилотный «пакет» проектов технической помощи, в который, в частности, вошли проекты по линии военно-политического измерения, пограничного сотрудничества, экологической безопасности, борьбы с насилием в семье и торговлей людьми.

Знаковым внешнеполитическим событием, заложившим хорошую основу для укрепления конструктивного взаимодействия Беларуси и ОБСЕ, стал визит в г.Минск в июне 2015 года Генерального секретаря ОБСЕ Л.Дзанньера (первый с 2006 года) и Директора БДИПЧ ОБСЕ

М.-Г.Линка, в ходе которого состоялись их встречи с Президентом Республики Беларусь, Министром иностранных дел, Министром обороны и руководством Парламента Беларуси.

В рамках визита был согласован второй «пакет» совместных проектов Беларуси и ОБСЕ для реализации в 2015-2017 годах. Генеральным секретарем ОБСЕ и Министром обороны Беларуси был подписан Меморандум о взаимопонимании по совместному проекту по утилизации компонентов жидкого ракетного топлива, ориентировочная стоимость которого - порядка 1,3 млн. евро.

2017 г.) состоялась встреча Министра иностранных дел Беларуси В.Макея с новым Генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингером, который высоко оценил вклад Беларуси в работу ОБСЕ. Генсек подчеркнул заинтересованность в развитии дальнейшего проектного сотрудничества с Беларусью и проведении совместных мероприятий.

Беларусь традиционно выступает за комплексное реформирование ОБСЕ, балансировку ее деятельности во всех трех измерениях безопасности, трансформацию ОБСЕ в полноценную эффективную международную организацию, действующую в интересах всех государств-участников.

Наша страна активно поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в регионе ее ответственности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств-участников.