Заработок 

В каких случаях можно составить европротокол. Упрощенное оформление ДТП: срок подачи Европротокола в страховую компанию

Начиная с 01.07.2015 г., с началом действия изменений в Правила дорожного движения водители получили возможность самостоятельного оформления ДТП, не повлекших серьезных последствий, без вызова ГИБДД. Так называемое оформление ДТП по европротоколу значительно упрощает весь процесс для водителей и дает право на получение страховой выплаты по ОСАГО пострадавшей стороне.

Однако чтобы избежать отказа в возмещении от страховой компании, очень важно иметь точное представление, как оформить ДТП по европротоколу. В этом вам поможет наша инструкция.

Основные условия европротокола

Когда можно оформить европротокол?

Оформление ДТП по европротоколу возможно при соблюдении следующих основных условий:

  • В ДТП участвуют два транспортных средства.
  • Оба транспортных средства имеют страховку ОСАГО.
  • Нет пострадавших в ДТП.
  • Обе стороны согласны относительно виновника (одна из сторон признает свою вину в ДТП), а также относительно всех обстоятельств происшествия.
  • Стороны имеют разногласия относительно виновника ДТП, но при этом соблюдены требования по фото- и/или видеофиксации обстоятельств происшествия и передаче этих данных в АИС ОСАГО.

Размер страховой выплаты

В случае оформления ДТП по европротоколу пострадавшая сторона может получить выплату в сумме до 100 тысяч рублей. Для Москвы и Санкт-Петербурга, а также для Московской и Ленинградской областей предельный размер выплаты увеличен до 400 тысяч рублей.

При наличии у участников ДТП разногласий относительно обстоятельств происшествия максимальная выплата для любых регионов ограничена суммой 100 тысяч рублей.

Рассчитывать на получение максимальной выплаты в размере до 400 тысяч рублей можно только в том случае, если участники происшествия не имеют разногласий относительно виновной стороны.

Для получения выплаты должны быть соблюдены следующие условия:

  • выполнена фото и/или видеосъемка транспортных средств, участвовавших в ДТП;
  • выполнена фото и/или видеосъемка повреждений;
  • данные о месте происшествия зафиксированы при помощи системы ГЛОНАСС или приложения "ДТП.Европротокол".

В случае если по результатам экспертизы окажется, что размер ущерба выше, по сравнению с установленными лимитами по европротоколу, пострадавшая сторона имеет право потребовать оставшуюся часть сумму непосредственно с виновника ДТП.

Действия водителей сразу после ДТП

Порядок действий по оформлению ДТП по европротоколу предусматривает выполнение ряда действий, обязательных перед непосредственно заполнением бланков. Так, прежде всего участникам происшествия необходимо:

  • убедиться в отсутствии пострадавших и в участии в ДТП двух транспортных средств;
  • зафиксировать положение транспортных средств и повреждения при помощи фото и видеозаписи;
  • освободить проезжую часть от своих автомобилей;
  • прийти к соглашению о том, кто является виновником аварии;
  • зафиксировать ФИО и контактные данные свидетелей (при наличии), взять у них письменные показания.

Требования к фото и видеофиксации

Инструкция по оформлению ДТП по европротоколу требует, чтобы съемка на фото или видео производилась не позднее 1 часа после совершения аварии.

При этом необходимо зафиксировать фиксацию следующих фактических материалов:

  • государственные номера транспортных средств, а при их отсутствии – VIN номера;
  • полученные в результате ДТП повреждения;
  • положение транспортных средств в момент ДТП с привязкой к местности (к объектам дорожной инфраструктуры, домам, магазинам и другим объектам, позволяющим точно идентифицировать место происшествия).

Также законом устанавливается, что для выплаты, превышающей 100 тысяч рублей, обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы с помощью специальных технических средств или программного обеспечения, исключающего возможность корректировки файлов. Данные фиксации необходимо передать в АИС ОСАГО. В качестве специального ПО разработано мобильное приложение «ДТП.Европротокол», которое водители могут использовать для фиксации и передачи данных.

Заполнение европротокола

При оформлении полиса ОСАГО представитель страховой компании вручает клиенту бланк извещения о ДТП в двух экземплярах. Этот документ и называется европротоколом. Для скачивания бланков нажмите следующие ссылки: бланк европротокола и заявление о некорректируемой информации .

Бланк извещения о ДТП является самокопируемым. Поэтому оба водителя заполняют один бланк. Каждый из водителей заполняет его соответственно в колонке «А» или «В». После этого листы разъединяются. Заполнение обратной стороны каждый водитель осуществляет на своем экземпляре бланка.

Заполнение лицевой стороны бланка европротокола

Инструкция оформления ДТП по европротоколу предусматривает обязательное заполнение всех пунктов на лицевой стороне бланка. В частности водителям необходимо заполнить следующие пункты:

  1. Место ДТП. Указывается пересечение улиц в случае аварии на перекрестке или адрес ближайшего дома. При аварии за пределами населенного пункта указывается название или номер трассы, километр и направление движения.
  2. Дата ДТП.
  3. Количество транспортных средств, участвующих в ДТП (обязательно 2).
  4. Информация о пострадавших (не должно быть).
  5. Информация о том проводилось ли медосвидетельствование участников (отмечается «нет»).
  6. Сведения об ущербе другим ТС и имуществу. В графе об ущербе другим ТС должна стоять пометка «нет» (оформление по европротоколу только при двух участниках ДТП). В случае повреждения имущества, находящегося в авто, делаются соответствующие пометки.
  7. Сведения о свидетелях ДТП (при наличии).
  8. Оформление работниками ГИБДД (ставится отметка «нет»).
  9. Каждым водителем заполняется информация о своем транспортном средстве.
  10. Указывается собственник транспортного средства.
  11. Указывается водитель транспортного средства.
  12. Указывается страховая компания, номер полиса ОСАГО и срок его действия.
  13. Стрелкой отмечается место первоначального удара транспортного средства.
  14. Перечисляются и кратко описываются все полученные видимые повреждения. Скрытые повреждения будут выявлены впоследствии при проведении экспертизы.
  15. Замечания. Важный пункт, в который заносятся сведения, не указанные в п.16, а также указывается виновная сторона.
  16. Обстоятельства ДТП. Заполняется путем отметки соответствующих определенным обстоятельствам клеток.
  17. Схема ДТП. Составляется с обязательным отражением знаков, разметки, направления движения и других данных, позволяющих установить виновника. Также на схеме делается привязка к местности путем указания перекрестка улиц, адреса ближайшего дома и т.п. Пример составления схемы в видео:
  18. Ставятся подписи обоих водителей.

Заполнение обратной стороны бланка европротокола

На обратной стороне каждым водителем заполняются следующие пункты:

  1. Указывается транспортное средство, за которое была заполнена лицевая сторона («A» или «B»).
  2. Кратко описываются обстоятельства аварии. Действия самого водителя и второго участника ДТП.
  3. Указывается, кто управлял авто в момент аварии (собственник или другое лицо, управляющее ТС на законных основаниях).
  4. Сведения о других ТС, участвующих в аварии. Должен стоять прочерк (оформление ДТП по европротоколу только при двух участниках).
  5. Сведения о поврежденном имуществе. Указывается имущество, помимо автомобиля, которому был нанесен ущерб в результате аварии (магнитола, навигатор, ноутбук и т.д.).
  6. Указывается информация о возможности перемещения ТС своим ходом.
  7. Примечание. Обязательно нужно отразить информацию о фиксации повреждений на фото или видео.

Действия после оформления по европротоколу

Виновная сторона

Виновник ДТП обязан отправить свой экземпляр бланка европротокола в свою страховую компанию. В течение 15 дней после аварии не разрешается ремонт транспортного средства. Если ремонт необходим, то виновник обязан предоставить свой автомобиль для экспертизы в страховую компанию потерпевшего и получить разрешение на проведение восстановительных работ.

Потерпевшая сторона

Порядок действий по оформлению ДТП по европротоколу предусматривает необходимость обращения потерпевшего в свою страховую компанию не позднее 5 рабочих дней после аварии.

При обращении к страховщику должны быть предоставлены следующие документы:

  • Экземпляр бланка извещения о ДТП.
  • Заявление о прямом возмещении убытков.
  • Носитель информации с фото или видеозаписью (обязательно нужно указать что данные являются некорректированными).

Надеемся, что данная инструкция по оформлению ДТП по европротоколу не пригодится вам, но поможет в случае необходимости.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Правила дорожного движения РФ.
  2. Закон № 40-ФЗ от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 01 октября 2014 года №1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Возможно ли оформление ДТП по европротоколу, если один из автомобилей зарегистрирован в иностранном государстве?

Ответ: Возможно, но только при наличии у владельца иностранного авто «Зеленой карты». Обратите внимание, что если пострадавшей стороной является российский водитель, то заполняться должен бланк европротокола от российской страховой компании.

Вопрос: Обязательно ли делать фото или видеосъемку?

Ответ: Обязательной съемка является только, если вы претендуете на выплату с лимитом до 400 тысяч рублей. Однако мы рекомендуем делать съемку в любом случае. Это значительно упростит дальнейшее взаимодействие со страховщиками.

Вопрос: Что делать, если второй участник ДТП ведет себя агрессивно?

Ответ: Вызывать ГИБДД. Оформление ДТП по европротоколу возможно только, если оба участника пришли к согласию по всем обстоятельствам аварии. Агрессивное поведение явно указывает, что такого согласия нет.

Вопрос: Нужно ли делать копию заполненного бланка европротокола?

Ответ: Копию вашего экземпляра извещения о ДТП, заверенную страховой компанией, сделать желательно. Ее вы сможете предъявить сотруднику ГИБДД, который может остановить ваш автомобиль для выяснения происхождения повреждений.

По статистике РСА, часть водителей, подавших заявление о компенсации убытков при оформлении аварий по Европротоколу, в РФ за 2017 год составляет 33% по сравнению с 30% в 2016 г.

Сумма возмещений за этот период составила 11,5 млрд руб., это на 21,8 % больше, чем за 2016 г. Средний размер компенсации на основании процедуры за прошлый год составил 27,4 тыс. руб.

За последние годы эта процедура приобрела популярность в стране. В 2013 - 2014 г. к ней прибегли 9 -10%.

Общая информация о компенсациях

Предельная сумма возмещения по ОСАГО при оформлении ДТП без привлечения полиции в регионах Российской федерации c 1 июня 2019 года составит 100 тыс.руб. С этого дня вступает в действие Закон N 448-ФЗ от 29.12.2017. В пояснительной записке к нему указано, что эти изменения способствуют переходу к безлимитным возмещениям по европротоколу в рамках суммы страховки.

Закон не распространяется на регионы с действующим режимом безлимитного европротоколирования. С 2014 года безлимит (до 400 тыс.руб.) при фиксации аварии видеорегистратором с ГЛОНАСС применяется в Московском Ленинградском регионах.

Нововведением является и предоставление возможности оформить ДТП без согласия сторон.

Процедура безлимитного протоколирования ДТП с 2014 года для возмещения компенсации предусматривала, кроме стандартного перечня документов, предоставление страховой компании электронного носителя с фото- и видеофиксацией места ДТП, выполненной на протяжении часа с заявлением водителя о том, что материалы не корректировались. Разрешалось использовать любые технические средства для фиксации места происшествия.

Что такое утрата товарной стоимости автомобиля – как по ОСАГО получить компенсацию?

С принятие нового закона правила оформления аварий по Европротоколу изменятся. Водители смогут прибегнуть к процедуре даже в случае разногласия сторон. Сведения о ДТП разрешено записывать при помощи мобильных приложений, утвержденных РСА.

Какие сегодня выплаты по Европротоколу и как они начисляются

С августа 2014 г. предельная сумма компенсации для таких случаев составляла 25 тыс.руб. Поправки к закону (пункт 4 ст. 11.1) увеличили выплаты по европротоколу до 50 000 руб. при условии заключения страховых договоров обоими участниками аварии с 02.08. 2014 г. Они действуют до 30.09. 2019 г. включительно.

Если ДТП оформляется без сотрудников ГИБДД жителями Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградского или Московского округов, сумма возмещений по Европротоколу составит уже 400 тыс.руб. Для этого потребуется предоставить запись ГЛОНАСС или других навигационных систем.


Тарифы ОСАГО сегодня рассчитывают, исходя из основных расценок, с учетом мощности двигателя, региона, опыта и возраста водителя. ФЗ об ОСАГО предусмотрена возможность Центробанка раз в год изменять тарифы.

Почему КАСКО не удастся купить без ОСАГО – или найдите пять отличий?

Начало действия нового лимита

Нововведения Закона об ОСАГО начнут действовать с первого июня 2019 года. Они внесут изменения в процедуру оформления аварий без присутствия полиции. Применяться будут к ДТП, совершенным после 2 июня. С этого дня лимит компенсации по Европротоколу повышается до 100 тыс. руб. Компания-страховщик с этого момента сможет возместить ущерб страхователям и в случае несогласия участников.

В бланке извещения предусмотрена графа, где стороны излагают позиции (согласие/несогласие) относительно обстоятельств аварии.

Новые образцы будут выдавать с 01.06.2018г. при оформлении полиса ОСАГО и КАСКО. Они появятся и на сайтах страховщиков, чтобы в случае необходимости можно было загрузить и распечатать. Протоколы с разногласиями, по правилам ФЗ, будут оформляться лишь на таких бланках. Но отдельные компании рекомендуют рассматривать и старые, если вписаны несогласия (пункт 7 «ПРИМЕЧАНИЕ» с обратной стороны протокола).

Прочие изменения

При несогласии участников обстоятельства ДТП необходимо фиксировать при помощи специального мобильного приложения. Бесплатно скачать его на свой гаджет можно в сети. Наличие программы позволит страховщику установить факт, время и место происшествия.

В чью страховую обращаться при ДТП для возмещения ущерба?

Данные с места аварии водитель отправляет страховщику. Откорректировать их невозможно. Это гарантирует выплату по договору в рамках Европротокола (в случаях отсутствия пострадавших и существенного материального вреда). Но участники аварии совместно должны оформить заявление (бумажный вариант) о происшествии с личными подписями.

По правилам, документальное оформление (касается максимальных выплата по европротоколу в рамках 400 тыс. руб.), должен дополняться наличием возможности записать данные об аварии при помощи ГЛОНАСС. Сегодня таким оборудованием оснащены лишь новые автомобили (менее 1% от общего количества).

Существует и дополнительное условие, прописанное в законе. Когда не срабатывает система автооповещения (при слабом ударе), кнопку «SOS» необходимо нажать не позже чем, через 10 минут с момента аварии.

Разрешение споров о выплатах

При наличии разногласий и соблюдении необходимых условий фиксации ДТП обоим водителям компенсируют по 50% стоимости нанесенного вреда их автомобилям (с одинаковым лимитом каждому по 100 000). Если степень вины распределяется судом, возможно иное соотношение размеров выплат.


Страховые компенсации не всегда быстро и без проблем выплачиваются потерпевшему. Практически компании могут занижать суммы, отказывать в их выдаче, затягивать процедуру перечисления денег. В каждом из этих случаев клиент сначала подает претензию, а если она не удовлетворена, обращается в районный суд по месту регистрации страховой.

Составление Европротокола требует максимальной точности: от этого зависит размер компенсации. В регионах с лимитом по европротоколу 50 тыс. руб, разногласия возникают редко. В Московском и Петербургском округах, где действует режим безлимитного европротокола, разрешать споры приходится часто. Когда одну из сторон не устраивают выплаты, предложенные страховщиком, она может обратиться к независимым экспертам и установить реальную стоимость ущерба. На основании экспертной оценки подать претензию в ОСАГО или КАСКО. Если ее результаты не удовлетворили клиента, он подает иск в суд.

Не всегда на месте происшествия можно быстро определить стоимость ремонта. Когда максимальная выплата не устраивает страхователя, он решает вопрос с виновником.

Как оформить Европротокол с несогласиями

Этот документ имеет юридическую силу, когда участников дорожного происшествия двое, никто не пострадал, вред никакому имуществу, кроме их автомобилей не причинен. Если нет разногласий процедура оформления аварии и схема начисления выплат выполняется по стандартной форме.

Участие в ДТП и его оформление обычно подразумевает существенные финансовые и временные затраты. Не редкость, когда водители вынуждены по несколько часов ожидать прибытия сотрудника полиции для разрешения ситуации. Особенно неприятен такой подход при незначительной аварии, когда обстоятельства и так понятны.

Для подобных случаев законодательством предусмотрена возможность оформления аварии европротоколом. Но для использования данного варианта важно знать требования и нюансы заполнения извещения.

В этой статье вы узнаете всю необходимую информацию по упрощенному порядку оформления ДТП и получению страховой выплаты.

Документ, который оформляется в случае аварии без сотрудников ДПС

Что такое европротокол?

Это документ, упрощающий оформление ДТП без сотрудников ДПС, который заполняют виновный водитель и потерпевший.

Такой подход позволяет существенно сэкономить время на оформление происшествия, способствует быстрому освобождению проезжей части, тем самым снижая риск новых столкновений.

Когда можно использовать упрощенный порядок оформления ДТП?

Закон допускает составление европротокола, если:

ДТП возникло между двумя транспортными средствами, владельцы которых имеют действующий полис ОСАГО или «Зеленая карта»;

Отсутствуют пострадавшие, погибшие или факты нанесения вреда имуществу третьих лиц. В столкновении участвовали два транспортных средства;

Между участниками происшествия нет разногласий по поводу виновного и причиненных повреждений.


Европротокол позволяет сэкономить время на оформление происшествия

Если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, оформление по протоколу не может быть признано правомерным. Придется оформление ДТП проводить в общем порядке с привлечением сотрудников ГИБДД.

Сумма компенсации ущерба не может быть более 100 тысяч рублей. Если для восстановления автомобиля потребуется больше, то следует позаботиться о вызове сотрудников ДПС.

Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли?

Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.

В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.

Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.

Алгоритм действий после попадания в ДТП

Первое столкновение становится для многих водителей причиной возникновения множества проблем. При этом трудности появляются в результате допущения довольно глупых ошибок – виной всему стрессовое состояние. Чтобы избежать сложностей, достаточно знать, как действовать при попадании в аварийную ситуацию. Для людей, сомневающихся в собственной памяти, лучше всегда возить с собой памятку на такие случаи или добавить эту страницу в закладки браузера.

Пошаговая инструкция:

1. Не передвигать автомобиль. Не имеет значения, где произошло столкновение – хоть посреди дороги – необходимо остановиться и покинуть автомобиль, при этом соблюдая меры предосторожности. За территориями населены пунктов, населенных пунктов необходимо находиться в одежде со световозвращающими полосами.

2. Оценить ситуацию и масштабы происшествия. Если кому-то требуется помощь, следует предоставить ее, воспользовавшись обязательной аптечкой, и вызвать скорую помощь.

3. Установить знак аварийной остановки. При этом должны быть соблюдены законодательные нормы расстояния: не менее 15 метров от авто, если ДТП произошло вне населенного пункта, не менее 30 метров – в остальных ситуациях.

4. Зафиксировать обстоятельства аварии с помощью фото- и видеофиксации. Сделать это необходимо в течение первого часа, для этого вполне подойдет мобильный телефон. Отдельное внимание необходимо обратить на общую картину места происшествия, полученные повреждения, следы торможения и госномера ТС.

5. Найти свидетелей и записать их контакты. Потребуются следующие данные: ф. и. о., адрес проживания и номер телефона, по которому можно будет связаться в случае необходимости. Также рекомендуется заручиться их письменными показаниями. В дальнейшем такой подход позволит обеспечить высокую защиту собственных интересов при возникновении спорных моментов по обстоятельствам происшествия.

6. Оценить ситуацию на возможность оформления ДТП самостоятельно: нет пострадавших, участвуют два автомобиля, нет возражений по поводу вины, нет разногласий насчет повреждений. Необходимо убедиться в наличии действующего полиса ОСАГО у виновника на сайте РСА (Российский союз страховщиков). Проверить наличие ВУ и СТС.

7. Заполнить специальную форму. После указания обязательной информации участники ДТП могут освободить место столкновения.

Внимание: если нахождение ТС на проезжей части создает помехи другим участникам движения, необходимо освободить дорогу, перед тем как приступить к оформлению европротокола .

После необходимо обратиться в страховую компанию для получения компенсации. Сделать это следует в кратчайшие сроки, чтобы избежать претензий со стороны сотрудников СК.

Бланк европротокола

Сам документ называется «Извещение о дорожно-транспортном происшествии» и представляет собой два листа: основной, в который вносится вся информация, и дополнительный, куда копируются сведения. На лицевой стороне расположены две колонки, которые должны быть заполнены водителями по отдельности. После указания всех значимых обстоятельств, один экземпляр остается у виновника, другой у потерпевшего водителя. При этом не является важным, кому достанется оригинал, а кому копия – каждый из них обладает равной юридической силой.

Где взять?

Бланк в обязательном порядке выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Он, бесспорно, удобнее, чем распечатанный самостоятельно, за счет того, что не приходится заполнять второй экземпляр, он копируется автоматически.

Важно: Бланк выданный СК заполнять удобно, но не обязательно. В ситуациях не терпящих отлагательства, его можно скачать здесь ⇓ и распечатать.
Скачать бланк Европротокола

Как правильно заполнить европротокол

Процесс оформления ДТП по европротоколу заключается во внесении информации в соответствующий бланк в два ключевых этапа: отображение обстоятельств на лицевой стороне и указание отдельных сведений на обратной стороне документа.


На первой стадии придется придерживаться конкретной последовательности действий:


1. Внести место. Если столкновение произошло на трассе, то нужно указать ее наименование и километр, где случилась аварийная ситуация.

2. Дату ДТП необходимо указать его как можно точнее.

3. Отобразить сведения о количестве поврежденных транспортных средств. Число автомобилей не должно быть более двух.

4. Отмечает сведения о пострадавших лицах. Пострадавшие должны отсутствовать.

5. Освидетельствование аварии не проводилось.

6. Материальный ущерб ничему кроме ТС не нанесен.

7. Зафиксировать информацию о свидетелях аварии. При их наличии достаточно указать контакты и ф. и. о.

8. Оформление сотрудником ГИБДД не проводилось.

Важно: если в результате аварии повреждены личные вещи, находившиеся в автомобиле (телефон, планшет, ноутбук и др.), что бы получить за них компенсацию, необходимо зафиксировать это в бланке.


9 . Вписываем сведения о ТС первого участника ДТП.

10. Кто является собственником ТС, причем никакие сокращения, кроме тех, что присутствуют в паспорте, недопустимы.

11. Кто был водителем ТС на момент аварии. Если машина была припаркована и водителя внутри не было, указывать того, кто ее парковал.

12. Указать данные о страховой компании, номера полисов и сроки их действия.

13. Нарисовать, куда пришелся первый уда

14. Составить список поврежденных деталей автомобилей. Данному действию следует уделить особое внимание.

15. В замечаниях можно указать факт, что возможны внутренние повреждения, не видимые глазу.

16. Отмечаем соответствующие описания ДТП.





17. Оформить схему ДТП. Общепринятых требований по ее составлению не предусмотрено, но рекомендуется следовать одному значимому принципу: обеспечить понятный рисунок, при изучении которого не должно возникнуть дополнительных вопросов.

Создание схемы происходит следующим образом:

На листе отображается положение участка дороги, где возникло ДТП, с указанием названия соседних улиц и номеров близлежащих домов. Особое внимание обратить на разметку, регламентирующие знаки и наличие светофоров.

Далее на полученную картину наносится расположение ТС в виде прямоугольников в момент столкновения с буквенным обозначением в виде А и В. Направление езды автомобилей отражается с использованием стрелок, место удара – крестиком.

Дополнительные важные факторы при ДТП: предметы и осколки относящиеся к ДТП, следы торможения, ямы на дорожном полотне и т.п.

Внизу схемы необходимо дать разъяснение используемых в рисунке отметок.


Опишите, повреждено ли имущество кроме ТС, уточните, кому оно принадлежит.


ТС может передвигаться своим ходом, ведь речь о мелком ДТП.

В разделе «Примечания» допускается отразить информацию о наличии дополнительных сведений о ДТП, которые были получены при помощи средств фото- и видеофиксации.

При возникновении необходимости внесения изменений в уже указанные данные или исправить ошибку потребуется заверить корректировки подписями участников происшествия.


Важно: при возникновении необходимости внесения изменений в уже указанные данные потребуется заверить корректировки подписями участников происшествия.

Чтобы исключить вероятность возникновения претензий по оформлению европротокола, при внесении сведений в бланк следует придерживаться некоторых требований:

Заполнять ручкой. Использование карандаша недопустимо в связи с возможностью изменения данных в дальнейшем;

Почерк должен быть разборчивым. Если же он совсем «докторский», то лучше использовать печатные буквы;

Наличия помарок или исправлений следует избегать, так как в будущем они могут стать причиной появления лишних проблем. Поэтому при допущении ошибки рекомендуется взять новый бланк;

Все обязательные графы должны быть заполнены.

Выполнение вышеуказанных требований – это первое, что необходимо учитывать участникам ДТП, желающим избежать претензий со стороны заинтересованных лиц.

Нюансы:





Если один из участников ДТП с прицепом , страховая часто необоснованно отказывает в выплате, ссылаясь на то, что в ДТП прицеп является третьим транспортным средством, или же ссылаясь на отсутствие записи в полисе ОСАГО об управлении авто с прицепом.

Хотя прицеп является транспортным средством, подлежит регистрации и получает госномер, он не в состоянии двигаться самостоятельно без автомобиля (не берем в расчет эксклюзивные случаи, такие как «столкнуть с горы»). Поэтому, по закону об ОСАГО, он не является самостоятельным транспортным средством, и в случае ДТП не должен рассматриваться как третье транспортное средство участвующее в столкновении.

Если есть виновник ДТП пьян , вызывать сотрудников полиции или нет, это решать вам. На выплату страховой это не повлияет. Исходя из моральных взглядов, необходимо пресечь дальнейшее управление нетрезвому водителю вызвав полицию. Вы потеряете время, но такие простые действия могут спасти кому-то жизнь. Страховая обязана произвести выплату даже если виновный водитель находился во время аварии в нетрезвом состоянии, если у него есть страховой полис.

Есть страховка, но водитель не вписан. Данная ситуация приравнивается к отсутствию полиса, в выплате соответственно будет отказано, а деньги придется взыскивать с виновного.

Совет: если имеются сомнения в своей виновности в ДТП, размере ущербаили в документах у второго водителя, вызывайте ГИБДД и оформляйте в обычном порядке.

Лимит выплат по европротоколу

Сейчас предельная сумма возмещения ущерба по ДТП, оформленному в упрощенном порядке, составляет 100 тысяч рублей. Данная граница актуальна не только в провинциальных регионах, но и для столицы, Санкт-Петербурга и их областей. Но все же для второй группы существует исключение. Если авария была оформлена по европротоколу и были предоставлены сведения системы ГЛОНАСС или другой аналогичной, то максимальный объем компенсации вырастает до 400 тысяч рублей, что соответствует лимиту по ОСАГО.

Действия виновника аварии после оформления европротокола

Виновник обязан в течение 5 рабочих дней со дня происшествия, отправить в адрес своей страховой компании извещение о ДТП. Сделать это можно как при личном посещении офиса фирмы или отправив заказное письмо с описью вложения.

Собственнику транспортного средства, являющемуся виновным в ДТП, не следует приступать к ремонтным работам или утилизации автомобиля до того, пока не истечет 15 календарных дней. Приступить к ремонту позволительно раньше, только при письменном согласии страховщика.

При требовании компании предоставить ТС для проведения осмотра или экспертизы владельцу необходимо доставить машину к пункту приема в течение 5 дней с даты запроса.


Важно: если указанные выше позиции будут проигнорированы, то страховая имеет право взыскать с виновника ДТП, всю сумму выплаты потерпевшему.

Действия пострадавшего после оформления европротокола

Пострадавший водитель должен направить своей страховой компании пакет документов:

Извещение о ДТП (Европротокол);

Заявление о возмещении убытков (скачать бланк);

Диск с фото/ видеофиксацией;

Заявление о достоверности предоставленных фото/видеоматериалов;

Что примечательно: даже если виновник аварии проигнорирует сроки предоставления извещения в свою СК или попросту не сдаст документы, то пострадавшая сторона все равно получит выплаты.

Действия в случае несогласия с размером страховых выплат

К сожалению, не редкость, когда страховая компания стремится минимизировать убытки путем намеренного занижения суммы компенсации, затягиванием сроков или отказом в удовлетворении требований клиента, мотивируя тем, что были предоставлены не все документы, или произошло нарушение процессуального порядка, хотя гражданин соблюдал все предписанные нормы.

В таком случае для восстановления собственных интересов потерпевшему необходимо воспользоваться методами обжалования:

1. В первую очередь потребуется направить претензию в адрес страховой компании с указанием неправомерных действий. Руководство должно в течение 10 дней рассмотреть ее и дать ответ заявителю.

2. Если же просьба в урегулировании конфликта не была удовлетворена, то гражданину следует подготовиться к обращению в суд. Для тех, кто рассматривает суд, как крайнюю меру урегулирования конфликта, есть еще вариант, обратиться в Центральный Банк РФ, который контролирует деятельность всех страховых компаний. На основании жалобы будет проведена проверка.

3. Если же и данный способ не дал результатов, то остается подача искового заявления. В этом случае заранее стоит обзавестись письменными подтверждениями собственной позиции, а также свидетельскими показаниями и иными доказательствами.

Необходимо понимать, что решение суда во многом зависит от качества подготовленного иска, поэтому стоит подумать о необходимости привлечения юриста.

Допускается ли оспаривание европротокола одним из участников?

Бывает, когда один из участников ДТП ошибочно принял решение о своей виновности в ДТП при упрощенном порядке оформления. Это может быть связано с недостаточной осведомленностью, давлением со стороны оппонента или пребыванием в стрессовом состоянии в момент принятия решения.

Но по истечении времени, успокоившись и посоветовавшись со специалистами, водитель осознает, что он на самом деле не виновен. В этом случае доказать свою невиновность очень сложно, так как все документы были подписаны собственноручно.

Чтобы избежать трудностей и затрат при ДТП – необходимо запастись знаниями оформления европротокола и пониманием как себя вести в случае ДТП.

Статья о том, зачем и как оформлять ДТП по европротоколу - советы и рекомендации. В конце статьи - видео о том, как избежать ошибок при составлении европротокола.


Содержание статьи:

Даже незначительные автомобильные аварии вызывают у водителей стресс и поднимают десятки вопросов: "Должен ли я позвонить в полицию?", "Вправе ли я переместить свой автомобиль?", "Когда и как я должен оформить заявление?"... По данным информационных агентств и страховых компаний, более 87% автовладельцев не хотели бы прибегать к помощи автоинспекторов при мелких ДТП, но вынуждены это делать, опасаясь совершить ошибки, из-за которых страховая компания откажется платить.

Европротокол, позволяющий самостоятельно оформлять документ об аварии - хорошее решение в условиях крупных городов. Пока его не было, страдали и те, кто стоит в километровых пробках, ожидая освобождения проезда, и попавшие в аварию люди, часами высматривающие вызванных представителей закона.

Что же такое европротокол, каковы правила его оформления и какие «подводные камни» могут нас ожидать? Говоря простым языком, это документ, фиксирующий всю информацию о ДТП. Оформляют его владельцы попавших в аварию транспортных средств в основном для страховых компаний, ибо ответственность перед законом в случае небольших повреждений техники и отсутствия трупов/тяжелораненых минимальна.


Попав в такого рода неприятность, участник ДТП должен:
  • проверить себя на травмы;
  • убедиться в благополучии спутников;
  • расставить аварийные знаки;
  • оказать посильную помощь пострадавшим;
  • побеседовать со второй стороной;
  • зафиксировать все аспекты аварии.
Всего два автомобиля-участника (машина с прицепом воспринимается как одно целое), адекватность водителей (трезвых, физически и психически здоровых) и отсутствие серьёзно пострадавших людей (включая пешеходов) и/или муниципальных объектов - необходимые условия для составления европротокола. В противном случае надо вызывать «органы».

В беседе со второй стороной необходимо выяснить, что вы не имеете претензий друг к другу, кроме имущественных, адекватно (и без разногласий) оцениваете степень вины и ущерб, имеете действующие страховые полисы и прочие необходимые документы и согласны разойтись мирным путём.

Что касается «аспектов аварии», тут нужна фото- и видеосъёмка, данные регистраторов обеих сторон и свидетелей, письменные показания зевак-прохожих, паспортные данные всех, кто участвовал в происшествии и наблюдал его со стороны.


Запечатлейте всё, что может иметь отношение к ДТП: общий вид аварии с разных сторон (в том числе издалека, желательно с дорожными знаками и светофорами в кадре), тормозной путь (измерить и сфотографировать), сколы краски, разбитые зеркала и другие повреждённые детали, протекторы шин (дабы не быть обвинёнными в езде на неподходящей по сезону или изношенной резине), владельцев машин и пассажиров (желательно в полный рост во избежание впоследствии возможных претензий по поводу травм) и прочие вещи, которые вам покажутся достойными внимания.

Можете приобщить к делу интервью с прохожими. Возите с собой большой блокнот и несколько ручек - так вы сможете быстро раздать листочки окружающим, попросив написать свои Ф.И.О, дату, время и пару слов о происшествии. Хотя бы в виде "синие Жигули ожидали на светофоре, а красный Запорожец наехал на них сзади".

Чем больше материалов окажется у вас на руках, тем спокойнее вы будете себя чувствовать. Помните, что оборудование, на котором содержится запись о ДТП, должно быть представлено экспертам в натуральном виде, перезаписывать данные на иной носитель нельзя - это даёт право страховщикам оспорить их подлинность. Придётся тратить время и деньги на независимую экспертизу, но не факт, что это поможет.

Заполнение протокола


После того как вы вместе со своим оппонентом пришли к выводу, что вмешательство правоохранителей не требуется, и сделали всё вышеперечисленное, освобождайте проезжую часть и приступайте к написанию европротокола. Бланк из двух соединённых листов выдаёт страховщик при заключении договора. Инструкция прилагается. После израсходования своего заедьте в офис своей страховой компании и попросите новый.

Все данные с лицевой стороны автоматически отпечатываются (самокопируются) на втором экземпляре, потом бланк разъединяется и заполняется обратная сторона. Чей бланк пойдёт в дело (виновника или пострадавшего), не имеет значения, но убедитесь, что ваше видение события не расходится с оппонентом (иначе придётся вызывать госслужбы). В соответствующих графах указываете:

  • место происшествия (детально, вплоть до номера соседнего дома или километра на трассе);
  • дату и время;
  • количество участников ДТП (не более 2-х);
  • «нет» в графе о погибших и раненых (если таковые имеются, европротокол составлять нельзя);
  • «нет» в пункте о медицинском освидетельствовании;
  • «нет» в пункте об ущербе другим транспортным средствам;
  • данные очевидцев с Ф.И.О, адресом и номером телефона;
  • «нет» в пункте о составлении протокола сотрудниками ГИБДД (даже если они сами являются участниками аварии);
  • информацию об обеих машинах и их собственниках;
  • данные о страховой компании и действующем полисе ОСАГО (или «Зелёной карты» для иностранных гостей);
  • место первого удара указываете стрелкой;
  • список повреждений - видимых и скрытых, с указанием характера (трещина, скол, вмятина, разрыв);
  • предполагаемая степень вины обеих сторон;
  • подробности, описывающие момент ДТП;
  • детальная схема ДТП с направлением движения обоих ТС, позициями при столкновении и после него.
Заполнили? Проверьте и оба подпишите. Вторую страницу оформляете в гордом одиночестве, как и ваш сосед. Указываете:
  • собственное транспортное средство ("А" или "В" - вы обозначали его так при заполнении первой страницы протокола);
  • обстоятельства происшествия с кратким описанием столкновения и предшествующих ему событий (ещё раз укажите дату, время, адрес и т.д.);
  • данные того, кто управлял машиной в момент аварии;
  • в состоянии ли автомобиль передвигаться после происшествия своим ходом.
  • наличие относящихся к делу письменных материалов, фото и видео.
Автограф и дата завершают заполнение документа. Пишите спокойно, разборчиво, старайтесь избегать ошибок и исправлений любого рода, чтобы на их основании не получить отказ в возмещении ущерба. Ни одну графу не оставляйте пустой - заполняйте прочерком или буквой «Z». Не вместившееся в основное описание внесите в «Приложение». Подписи обеих сторон должны быть на всех важных моментах.

Справились? Жмите друг другу руки и отправляйтесь по домам. Не забудьте побыстрее отослать документ в офис страховщика (у вас есть 5 рабочих дней). Морально приготовьтесь к осмотрам автомобиля представителями страховой компании или иных экспертов. С ремонтом машины придётся ждать 15 календарных дней или просить разрешения у страховщика.


Когда пострадавший получит материальное возмещение, никаких претензий к виновнику по данному происшествию он предъявить не сможет, разве что подать иск, заявив о незаметном на момент аварии и проявившемся впоследствии вреде здоровью. Доказать это трудно, но некоторые любители потрепать нервы никогда не отказываются от удовольствия, поэтому при ДТП меняйтесь расписками об отсутствии претензий в будущем.

Кто поможет в составлении бумаг


Многие водители по-прежнему боятся самостоятельно оформлять европротокол из-за страха допустить ошибку, вследствие чего страховая компания откажется платить. Учить самостоятельной регистрации несчастных случаев начали в автошколах, а тем, кто не прошел спецподготовку, предлагаются услуги горячей линии и контакт-центров.

Операторы работают круглосуточно и помимо оформления документов могут помочь с поиском парковок и остановок общественного транспорта, а также подскажут, куда направить апелляцию, жалобу или предложение. Уточните свежие номера служб в своём регионе у любого автоинспектора или страховщика.


Люди до сих пор могут осуществлять свои гражданские права и вызывать ГИБДД на место происшествия. По крайней мере, теоретически. При отсутствии жертв и участии не более двух автомобилей им настоятельно рекомендуют разбираться самостоятельно, не прибегая к услугам автоинспекции.


С одной стороны, инновации облегчают жизнь водителей, устраняя дополнительный стресс от общения с не всегда лояльными представителями закона и сокращая время на процедуру оформления ДТП.

Но, сложив два плюс два, видим, что органы ДПС просто сняли с себя лишнее бремя, ибо кровавых аварий на дорогах значительно меньше, чем обычных столкновений. Сокращается нагрузка - можно уменьшить и штат сотрудников. Полицейских патрулей на дорогах станет намного меньше. Массу их функций возьмут на себя водители и камеры автоматической фиксации дорожного движения.


Экономия бюджетных средств - это, конечно, замечательно, но водители начнут в массовом порядке скрывать номерные знаки под слоем грязи и гонять, не опасаясь стационарных камер и чужих видеорегистраторов. Остановить их будет некому, а наказание за нечитаемый номерной знак смешное - можно нагло провоцировать аварийную ситуацию. В конечном итоге добропорядочные граждане на дорогах получат крупномасштабный «привет из 90-х».

Затронем и финансовую сторону. В настоящее время европротоколы дают право на возмещение потерь лишь до 50 000 рублей (в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним районах - до 400 000).

Страховщики обещают рассмотреть вопрос повышения размера выплат, а пока убеждают автовладельцев, что большинство несчастных случаев укладывается в 50 тысяч и нет никакой необходимости в большей сумме для устранения трещины в бампере и едва заметных царапин.


Да, это выход для человека на потрёпанной Ладе. Но иногда даже пустяковый несчастный случай «влетает в копеечку»: одна замена сработавших подушек безопасности может обойтись дороже, что уж говорить о повреждении дорогостоящих деталей роскошных машин. То, что не удалось покрыть страховкой, пострадавшие будут взыскивать с виновника. Через суд или бандитов.


Законодательные органы, минфин и страховщики продолжают дорабатывать правила и расчёты в рамках регистрации мелких аварий по европротоколу. Планы на ближайшее будущее содержат три важных нововведения.
  1. Действие такого протокола распространится на ДТП с участием больше двух машин.
  2. Его можно будет оформлять, даже если водители не пришли к согласию в определении виновника аварии и её обстоятельств.
  3. С 1 июля 2018 года сумма выплат в большинстве регионов Российской Федерации должна увеличиться с 50 до 100 тысяч рублей. Но это положение будет действовать при условии наличия в транспортных средствах современного оборудования и мобильных приложений, которые в некотором смысле должны заменить ГИБДД, осуществляя «привязку» к месту ДТП и сообщая страховщику об аварии в режиме реального времени.


Многих россиян беспокоит то, что всё это может спровоцировать хаос на дорогах. Автовладельцев приучают к независимости и добропорядочности, но найдётся масса желающих получить страховку «на ровном месте» и намеренно создающих аварийную ситуацию.

Маловероятно, что подобные прогрессивные инновации понравятся добропорядочным водителям. Зато сотрудники дорожной полиции в восторге - нагрузка на них снизилась в разы, что не может не радовать, особенно с учетом некоторого сокращения персонала. Они больше всех заинтересованы в продвижении и развитии новой практики, ибо с ростом автомобильного парка страны количество «мелких» дорожно-транспортных происшествий только за одно десятилетие после введения ОСАГО увеличилось в несколько раз.

Несмотря ни на что, популярность европротокола растёт. По данным РСА, если до введения поправок в правила дорожного движения (в частности, в порядок регистрации дорожно -транспортного происшествия) его использовали ежемесячно около 12 тысяч участников ДТП, то в настоящее время (по данным на конец 2017 - начало 2018 года) их количество выросло до 38 тысяч в месяц.

Доля несчастных случаев, зарегистрированных по европейскому протоколу в Москве, до июля 2017 года составляла около 6%, а уже в октябре превысила 21%. На данный момент в некоторых регионах РФ цифра достигает 46-55%, а к середине 2018-го, по прогнозам, должна дойти до 62-68%.

Видео о том, как оформить европротокол без ошибок:

Материал данной статьи опирается на следующие нормативно-правовые акты:

Пострадавшему

Что делать дальше потерпевшему, когда оформили протокол? После составления документа, потерпевшая сторона должна обратиться в страховую компанию не позднее пяти рабочих дней с момента произошедшего дорожно-транспортного происшествия, предоставив необходимый пакет документов, включая Европротокол.

Виновнику

Что нужно делать виновнику дальше, после того как заполнили документы? Виновная сторона подает в 5-тидневный срок копию Европротокола своему страховщику . При этом виновнику запрещено производить ремонт своего транспортного средства в течение 15 дней после аварии. Если проведение ремонта авто необходимо, то виновная сторона предоставляет свое транспортное средство в СК потерпевшего для проведения экспертизы, после чего ему будет выдано разрешение на проведение ремонта.

Если виновная сторона не представила в свою страховую компанию извещения о ДТП, то это не будет являться основанием отказа в выплате компенсации потерпевшей стороне (на основании статьи № 14.1 , пункта 25 статьи № 12 и пункта 2 статьи № 11.1 закона об ОСАГО).

Куда обращаться потерпевшему после оформления?

Куда же идти с европротоколом, чтобы сдать его? Потерпевшая сторона после обращается в свою страховую компанию , ту с которой у нее заключен договор страхования ( или ОСАГО). Как уже отмечалось, обратиться к страховщику нужно в течение 5 рабочих дней с момента аварии и написать заявление на получение компенсации ввиду наступления страхового случая.

После рассмотрения представленных документов и проведения экспертизы автомобиля страховщиком, последним рассчитывается сумма ущерба и выдается направление на ремонт транспортного средства в одном из автосервисов (с которым у СК заключен договор) или выдается денежная компенсация. Подробнее об особенностях страховых выплат по ОСАГО по Европротоколу узнайте .

Не рекомендуется эксплуатировать авто до проведения экспертизы СК, так как если транспортное средство получит дополнительные повреждения, которые не указаны в Европротоколе, то это будет расценено страховщиком как ошибка в извещении о ДТП.

Какие документы нужны для обращения в СК для получения выплаты?

Автолюбитель, помимо составленного Европротокола, должен представить страховщику следующий пакет документов :

  • полис страхования автогражданской ответственности;
  • составленное заявление на получение компенсации;
  • удостоверение личности заявителя (паспорт);
  • свидетельство о регистрации автомобиля или ПТС;
  • ВУ лица, находившегося за рулем авто в момент ДТП;
  • доверенность на право управления ТС, если водитель не является собственником;
  • электронный носитель информации, содержащий сведения о дорожно-транспортном происшествии (видео и фото материалы);
  • реквизиты счета для перечисления компенсации.

Представленные фото и видео материалы могут быть отправлены на экспертизу для установления их подлинности по инициативе участника ДТП.

Подробнее о том, какие документы нужны для страховой по Европротоколу после ДТП, можно узнать .

Нужно ли ехать в ГИБДД и там регистрировать?

Нет , регистрировать в Госавтоинспекции его не нужно, также как и уведомлять ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии, как при наличии ОСАГО, так и при КАСКО.

Как отдавать и можно ли отправить бумаги в СК?

Подать документацию страховщику по факту наступления страхового случая можно тремя способами :


При отправке по электронной почте, важно знать, что некоторые страховщики предъявляют требования предоставления некоторых документов в письменном виде, поэтому их нужно будет отправить в СК 1 или 2 способом, описанным выше.

Что будет, если пропустили срок на обращение и вовремя не отвезли документы в страховую?

Серьезных последствий за подачу документов по истечении установленного срока не влечет (в юридическом отношении). Страховая компания может отказать водителю в возмещении причиненного ущерба, если потерпевший не предоставил бумаги, ссылаясь на несоблюдение . В данном случае решение можно будет оспорить в судебном порядке.

Здесь важно помнить, что СК может отказать в выплате компенсации только виновнику аварии , данный факт должен быть зафиксирован в Европротоколе. Если страховщик отказывает потерпевшему, то подача искового заявления в судебную инстанцию – это единственный выход из данной ситуации.

Также стоит упомянуть о подаче не полного пакета документов . Если заявление о возмещении ущерба было подано в срок, а недостающие документы позднее, то нужно представить компании-страховщику объективные причины задержки. Это может быть справка из медицинского учреждения (при нахождении на лечении страхователя), командировочное удостоверение или билета (если ДТП произошло в другом городе). Любой документальный способ подтверждения увеличит шансы на положительное решение возникшего вопроса.

Составление – это обязательное условия при оформлении дорожно-транспортного происшествия и получения компенсации в страховой компании (если не вызывались сотрудники ГИБДД). После его составления нужно собрать полный пакет документов и вместе с Европротоколом и заявлением на возмещение ущерба подать в СК в установленный срок (5 дней). Подать документацию можно лично, отправив заказным письмом или через электронную почту (отсканированные копии).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .